про жизнь, охота

Примус починяю

Неспешно подыскиваю себе новую походную плитку. Не то, что моя старая пропановая мне как-то сильно не нравится, но у неё есть недостатки -- недостаточно плавная регулировка температуры, например. Она также довольно высокая, а мне на бивуаке приходится часто готовить на четырёх-пять голодных мужиков -- серьёзный чугунок, стоящий на ней, прямо скажем, большого доверия не вызывает.

Поэтому смотрю в сторону более плоских плиток, со шлангом.

Также не всё очень просто с выбором топлива. Я рассматриваю только два -- керосин и пропан. Керосин -- потому что у меня уже есть три керосиновые лампы на случай длительного отключения электроэнергии. Пропан -- потому что он заметно удобнее керосина. Ещё есть всякие бутановые, лигроиновые, бензинные -- но топливный зоопарк разводить не хочется, а с бензином вообще связываться не хочу, слишком горюч (и вонюч). Поэтому строго -- либо пропан, либо керосин.

Керосиновые плитки -- это то, что по-русски обычно называют примусом. Кстати, "примус" -- это такое же заимствование в русском языке, как и "ксерокс", "памперс", "джинсы" и подобное. Primus -- это шведская фирма, кстати, прекрасно здравствующая и до сих пор, которая первой начала выпуск таких бесфитильных керосиновых плит.


картинка с Амазона


К достоинствам керосина относится очень высокая теплотворная способность топлива, на керосине даже вода тупо закипает быстрее. Вообще, чем длиннее молекула -- тем, как правило, лучше -- пропан лучше, чем метан, а бутан лучше, чем пропан. Поэтому топлива этой штуке надо меньше, и стоит оно дешевле (керосин минимум в три раза дешевле пропана, а если покупать в свою канистру из бочки на автозаправке, то вообще копейки). Весит это также меньше, потому что не нужен увесистый стальной баллон. Это, правда, важно только, если на своём горбу всё это за пять вёрст в лес тащить (и когда я это в последний раз делал? вот то-то же), а если на машине то пофигу.

Но у примусов есть недостатки -- надо прогревать, надо накачивать давление в топливный бачок (и периодически подкачивать). С пропаном намного проще -- клапан открыл, поджёг, всё -- пожалуйте бриться.

Вот прямо сам не знаю, чего выбрать. Керосин в некоторых отношениях проще -- не надо с баллонами связываться, сразу понятно, сколько топлива осталось, надо -- долил и вперёд. Но удобство, блин...
Керосин проще и удобней в конечном итоге
А чем проще? Плитку раскочегаривать уж точно не проще с керосином.
Можно всегда видеть чего и сколько
У керосина энергия от сгорания выше
Вот у меня пару днец назад случай преключился
Кинулся газовой горелкой перепёлок ощипанных обжечь, а газа нет
Испарился/улетучился куда то
а у тебя плитка не загнется, если ты ее керосином с заправки заправлять будешь?

ну и я за пропан - потому что проще, чище, да и цена горения - та же(если керосин не с заправки)
плюс, помнишь, как у Джерома-Джерома - керосин имеет свойство просачиваться:)
> а у тебя плитка не загнется, если ты ее керосином с заправки заправлять будешь?

Не, там же керосин соответствующей марки, K1, а не топливо для реактивных двигателей =) Хотя народ говорит, что и топливом для реактивных двигателей нормально.
Гляди, улетит на орбиту!:)

Для меня самое основное - это что пропан чище. Возить распечатанные емкости с керосином в багажнике - это весь багажник провоняет
Вот да, это тоже серьёзный аргумент.

Пропан, как ни крути, но хранится лучше.
С другой стороны, я этих баллонов слегка опасаюсь - ониж под давлением.
Я их в гараже храню, а там бывает жарко.
Там клапан есть аварийный.

И вообще, с этим можно столкнуться только если самому баллоны заправлять (что заметно снижает стоимость). Неумёхи заряжают баллон на 100%, а потом удивляются, чего это он сифонит. Максимум на 80% надо заправлять, тогда если в костёр не кидать, нормально.
вообще, в рамках идеологии безумного самоделкина, я б крепеж для существующей плитки сделал:) У тебя ж такая, где горелка на баллон накручивается?
Она, родимая.



Но мне не нравится, что в ней примерно только 6 положений.

Вскипятить воду, чтобы туда потом засыпать сушёную в вакууме жратву -- нормально. Уже что-то нормальное готовить -- уже не прямолинейный процесс.
да что ж ты нормально готовишь в поле на 5-6 мужыков?:)
Как-то надуманно, имхо.

Главный минус такой плитки, помимо неустойчивости - отсутствует ветрозащищенность. Как ветер - пиши пропало, надо искать укромное место.
> да что ж ты нормально готовишь в поле на 5-6 мужыков?:)

Я их кормлю по-советски в основном =) Жареной картошкой с копчёной грудинкой, например =)

Имеет оглушительный успех, кстати.
Да и среди меня б тоже имело:)

Но зачем там тонкое регулирование огня? Проще рассекатель какой купить/сделать тогда уж
> Но зачем там тонкое регулирование огня?

Ну с картошкой, например, когда она уже обжарилась, я её закрываю крышкой и кладу кусман сливочного масла, "для скусу", как говорила моя бабушка.

Тут важно, чтобы огонь был маленький, иначе пригорит. На самом маленьком положении греется только центр, а края холодные. Прибавляешь на одну дырДочку -- уже слишком много.
так рассекатель сделай примитивный - металлическую пластину с дырками. Греться будет равномерно
Ты ж на машине ездишь, веса это не добавит
Идея, конечно...

Но всё равно новую плитку хочется!!!!
Хы-хы:)
Вообще говоря, примусы эти - они совсем недешевые, в наших лабазах по 40-50 долл в среднем, а то и больше.
Проще уж полноценную газовую плитку купить, tabletop так сказать - стоить она будет столько же, но будет побольше, конечно
У меня такая тоже есть, только не колман, попроще. Вполне удобная и надежная - ей лет 7 уже, газ регулирется плавно.

Но мы ее сейчас редко берем, горелки на баллоне хватает
Ну вот чего в ней хорошего-то, чего? =)) Три повербанки, которых хватит на больше, будут весить меньше, чем это чудило.

На дровах готовить, конечно, можно, только уж совсем муторно, и контроля вообще нет никакого. Воду кипятить и жрать сушёную в вакууме жратву -- тогда да, нормально.

Но лучше взять тогда полегче вариант:

https://www.amazon.com/Ohuhu-Portable-Stainless-Burning-Camping/dp/B0125U36Q2/ref=sr_1_3?ie=UTF8&qid=1471016045&sr=8-3&keywords=portable+wood+stove
так там же конвертер чтоб заряжаться от горящих дров? Или это я нафантазировал

> Но лучше взять тогда полегче вариант:

Видел и задумался:)

Малой тут высказал желание пройти по трейлу в парке, 75 км, на 3 дня - было бы идеально
> так там же конвертер чтоб заряжаться от горящих дров?

Ну и конвертер, а только чего там в нём такого распрекрасного? Говорю же -- возьми с собой павербанку и без проблем. И дешевле, и легче, и дольше проработает.

Тут же термопары, они ток копеечный генерируют. Видишь там написано -- полчаса покочегарить, чтобы потом батарейки хватило на час.

> Малой тут высказал желание пройти по трейлу в парке, 75 км, на 3 дня - было бы идеально

К достоинствам дровяных плит, конечно, относится то, что не надо с собой тягать топливо. И они очень лёгкие.

К недостаткам -- посуда у тебя будет в копоти %)
Если попадёте под дождь, то хер ты найдёшь сухое топливо
И опять же -- отсутствие всякого контроля над мощностью. Воду кипятить нормально, а остальное -- уже "упс".
Не скажите, федор михайлыч
повербанк у меня есть, на 10 тыс ма/ч, но его не хватает, и он тяжелый
Ну а час разговора - это неск. часов чтения:) Я в кампинге обычно передатчик вообще отключаю

> К недостаткам -- посуда у тебя будет в копоти %)

Пфф..:)

> Если попадёте под дождь, то хер ты найдёшь сухое топливо

А это да, это я не подумал. Но тут уж можно подгадать, чтоб дождя не было. Да и есть варианты, с распалками теми же; к тому же на том трейле на остановках дрова есть - под навесом:)

> И опять же -- отсутствие всякого контроля над мощностью. Воду кипятить нормально, а остальное -- уже "упс".

Пфф2..:)
Если пешком - надо рацион продумывать, и особо готовить не выйдет, так что макс что от плитки надо - горячая вода
> повербанк у меня есть, на 10 тыс ма/ч, но его не хватает, и он тяжелый

Второй купи =)

Эта штука весит полтора килограмма -- повербанк тяжелее?

> Ну а час разговора - это неск. часов чтения:)

Нормальную электронную книгу на бистабильной матрице купи!!! На месяц хватит!

> к тому же на том трейле на остановках дрова есть - под навесом:)

Так-то так, но там поленья, а тут надо щепки. Топор, пилу с собой тягать?

> Если пешком - надо рацион продумывать, и особо готовить не выйдет, так что макс что от плитки надо - горячая вода

Ну если так, то да, без проблем.
> Нормальную электронную книгу на бистабильной матрице купи!!! На месяц хватит!

У меня была:) Папе отдал

> Так-то так, но там поленья, а тут надо щепки. Топор, пилу с собой тягать?

Ты видел мой походный ножик!?:)

Они же мультитопливные (газ/жидкое топливо) бывают, и у Примуса, и китайские клоны, на газу запускаются без прогрева.
Да, как вариант тоже такие рассматривал.

Но я думаю, что это скорее важно кому-то, кто идёт в дальний поход и не берёт с собой запас топлива -- и тогда важно, чтобы плитка работала на всём, что можно, ибо неизвестно, что там можно будет достать.

Они дорогие только очень, вот что плохо.

И неизвестно, насколько легко они с одного типа топлива на другой переходят. С пропана на керосин, например.

Но как вариант -- рассматриваю.
Обычно такая покупается из соображений, что придется придется куда-нибудь забираться, где газа не купишь, и не провезешь (ибо в самолет газ не грузят).

У меня уже 3я китайская (первую потерял, на вторую наступили), почти всегда гоняю на газу, ибо проще.

Китайские - не дорогие.

Нормально они переходят с одного на другой, баллон с газом отцепляется, вместо него цепляется топливная фляга с насосом, берется ключ из комплекта одна форсунка выкручивается, закручивается другая. Дальше как с всегда с жидким топливом: накачать, открыть кран, напустить лужу, закрыть кран, поджечь...
Однажды мы захватили в дорогу керосинку, но это было в первый и последний раз. Целую неделю мы провели словно в керосиновой лавке. Керосин просачивался. Я не знаю, что еще обладает такой способностью просачиваться, как керосин; Мы держали его на носу лодки, и оттуда он просочился до самого руля, пропитав по пути всю лодку и ее содержимое, и расплылся по реке, и въелся в пейзаж, и отравил воздух. Дул то западно-керосиновый ветер, то восточно-керосиновый ветер, то северо-керосиновый ветер, то юго-керосиновый ветер; но приходил ли он с ледяных просторов Арктики или зарождался в знойных песках пустынь, он был одинаково насыщен благоуханием керосина.

И керосин просачивался до самого неба и губил солнечные закаты, а лунный свет положительно провонял керосином.

В Марло мы попытались отделаться от него. Мы оставили лодку у моста и попробовали удрать от него пешком на другой конец города, но он последовал за нами. Город был насыщен керосином. Мы зашли на кладбище, и нам показалось, что здесь покойников хоронят в керосине. На Хай-стрит воняло керосином. "Как только люди могут здесь жить!" - думали мы. И мы шагали милю за милей по бирмингамской дороге, но толку от этого не было никакого: вся местность была пропитана керосином.

Когда закончилась эта поездка, мы назначили встречу в полночь на заколдованном месте под чертовым дубом и поклялись страшной клятвой (мы целую неделю божились и чертыхались по поводу керосина самым заурядным обывательским образом, но для такого экстраординарного случая этого было недостаточно); - мы поклялись страшной клятвой никогда не брать с собой в лодку керосина, разве только от блох.

Итак, мы решили на сей раз удовольствоваться денатурированным спиртом. Это тоже порядочная гадость. Приходится есть денатурированный пирог и денатурированное печенье. Но для принятия внутрь в значительных дозах денатурат более полезен, чем керосин.
Это, конечно, справедливая цитата :) И из заправленного примуса топливо действительно вполне себе свободно вытекает, если её положить на бок.

Я, в-общем, почесав репу, решил брать двухкомфорочную пропановую.

Вот такую:

https://www.amazon.com/dp/B00S57OI7G

Она заметно тяжелее, но я в 99 случаях из ста всё равно еду на машине, а не пешком на себе всё пру, так что пофигу. А тут ещё, что удобно, что из этой штуки легко делается гриль. Так что можно себя побаловать бифштексами на бивуаке.