автомобили

Непонять, автомобильное

Чинил Хонду Одиссею 2009 года. Не работал нагнетатель климат-контроля для задних сидений; поломка оказалась дурацкой -- контакты подокислились. После промывания "Контактом" и пары пинков всё заработало. Но удивило не это. Удивило то, что для управлением скоростью вращения крыльчатки используется ЧЕТЫРЕ реле (одно главное вкл/выкл, и три реле для управления режимами низких, средних, и высоких оборотов). И переключают эти реле порядок включения последовательно с мотором МОЩНЫХ РЕЗИСТОРОВ -- как при царе Горохе, прости Гефест! Причём это навскидку, для всех автомобилей так! Резисторы представляют собой блок из двух сопротивлений, разная комбинация включения которых даёт нужный номинал. На Хонде они заключены в пластмассовый корпус с торчащим в поток воздуха алюминиевым радиатором (ток мотор тянет весьма приличный -- до 10А, так что греется это всё отменно). А на Фордах резисторы навиты по-старинке, нихромовой проволокой. Это даёт им большую площадь, и не надо мудрить с радиатором:



Как видно, резисторов тут два, что в теории даёт шесть разных скоростей работы мотора (ну, если считать нулевую -- тоже скоростью).

Вот, может быть, я не понимаю чего. Но мне для управления скоростью работы мотора постоянного тока ничего, кроме микроконтроллера или даже таймерной ИС типа 555, обвязки в виде резисторов и ёмкостей, полевого транзистора и защитного диода -- особо больше ничего не надо. Ну, если очень хочется сделать правильно, можно полевой транзистор подключить по составной схеме, с управляющим каналом в виде биполярного транзистора. Полевой транзистор хоть и управляется напряжением, но есть ньюанс: его затвор представляет собой обкладку конденсатора (пусть и копеечной ёмкости), и пока этот конденсатор не зарядится до напряжения, где транзистор уходит в насыщение, транзистор работает как сопротивление, и, соответственно, греется. Ускорить этот процесс можно только повысив ток, которым эта ёмкость будет заряжаться. Любимая всеми Ардуина может выдавать только что-то в районе 40mA, а по-хорошему надо несколько ампер. Впрочем, это вылезает только при управлении относительно большой мощностью, и на больших частотах ШИМ. Для игрушечных моторов можно не заморачиваться.

Но я отвлёкся. Вот почему, в 21 веке, на автомобилях до сих пор применяют такое архаичное управление нагрузками? "Так надёжнее" -- аргумент не работает, резисторы и реле постоянно выходят из строя, стоит только начать шерстить тематические форумы, как становится ясен масштаб этой проблемы. "Будут наводки" -- тоже фигня. Если не работать с частотами ШИМ в мегагерцы, не будет никаких наводок. Взять, например, частоту 200 герц. Да, её будет слышно -- но это в теории. На практике она будет настолько тихой, что работа двигателя полюбасу будет громче. До радиочастот средних волн (единственное место, где могут вылезти её наводки, если только усилительный тракт НЧ для "балалайки" не сделали неэкранированным) долезет 3 451-я по счёту гармоника. Очевидно, что её не будет слышно. "Так дешевле" -- вообще фигня. Родной хондовский резистор стоит от 30 до 200 долларов -- в зависимости от модели и от совести продаванов (у официальных дилеров её, например, нет). Это ещё не считая стоимости реле -- которые тоже не бесплатные.

В-общем, непонять.
тебе надо ploughlike_elk поспрашивть, он может и знает
1. В основном как раз на наборе резисторов уже не делают. Как правило скорость всяких моторчиков печки сейчас таки регулируется через силовой транзистор с обвязкой. Иногда довольно насыщенной
2. Для потребителя оно так ни фига не дешевле, могут хоть $500 за этот блочок драть, а найти работающую китайскую копию детали теперь сложнее.
3. Что-то я не совсем понял как из двух резисторов сделать шесть скоростей? Я смог вообразить только как сделать пять.
> 1. В основном как раз на наборе резисторов уже не делают. Как правило скорость всяких моторчиков печки сейчас таки регулируется через силовой транзистор с обвязкой. Иногда довольно насыщенной

Ага, но всё же не через ШИМ, а через использование транзистора в виде резистора, как понимаю? Чтобы узнать точно, в принципе достаточно недорогого осциллографа -- он покажет, что там на входе, ШИМ или постоянное напряжение.

> 3. Что-то я не совсем понял как из двух резисторов сделать шесть скоростей? Я смог вообразить только как сделать пять.

0 -- всё вообще выключено :)
1 -- оба резистора R1 и R2, последовательно с мотором.
2 -- только резистор R2 (положим, что у него выше сопротивление)
3 -- только резистор R3
4 -- резисторы соединены параллельно (сопротивление = 1/(1/R1 + 1/R2) , т.е. ниже, чем у любого из резисторов)
5 -- мотор подключён в обход резисторов

Итого 6 скоростей.
1. Вот мне все было как-то лень там подключать осциллограф (удобного карманного у меня нет, а с большим и хорошим лениво возиться, тут у меня еще плохо все организовано, да), обычно и так быстро выясняется что там не работает (вот этот транзистор и сгорает почти всегда). Но думаю что там все таки ШИМ.

3. Теперь буду всем говорить что у меня на WRX восемь передач. Шесть вперед, задняя и нейтраль ;-).
Обычно эти резисторы все же коммутируют только последовательно в разных сочетаниях. Схемы с двумя-тремя реле и последовательным и параллельным подключением нагрузки я видел только в системах где два вентилятора радиатора стоят (на Peugeot в частности, но не только, где-то еще потом встречал). А вот если кто-то и правда нагородил четыре релюшки и разную коммутацию вокруг вентилятора печки (или сидений, неважно)... ну, я уже ничему не удивляюсь в общем-то и на японце как раз это было бы наименее неожиданно. У них нередко бывают решения довольно глупые в самой основе, но работающие все равно за счет тщательной доводки деталей.
Дабы меня не обвинили в голословности =)

Год, правда, не тот -- в дешёвом руководстве по ремонту нужного мне не оказалось:



Пятое реле, насколько я вкурил, управляет двигателем, который шторки управления потоком воздуха дёргает.
Н-да, наворотили...

Подобная сборка из релюшек, даже побольше, у меня получалась когда я на одну машину себе для прикола делал запуск и остановку кнопкой вместо замка зажигания (вот приходила же и такая дурь в голову, да). Тоже ведь обошелся безо всякой электроники.
это просто авто легаси.
и это ответ на вопрос откуда Тесла такой крутой.
у него просто нет легаси.