nlothik (nlothik) wrote,
nlothik
nlothik

Category:

Экий бардак

На просторах Ютуба наткнулся на испытания восстановленного двигателя от американского танка М4 “Шерман”. Что мне показалось очень интересным — так то, что этот двигатель Континентал R-975 является звездообразным! То-есть, это авиационный двигатель, который поставили в этот танк. 9 цилиндров, аж 16 литров рабочий объём. И, кстати, не только на “Шерман” его ставили. Американский истребитель танков М-18 “Хеллкет” тоже имел этот двигатель. Всё это, конечно, было не от хорошей жизни. Танки требовались ПРЯМЩАС, а вот двигателей для них разработано не было. Взяли то, что уже было.

Но дальше было интереснее. Выяснилось, что на танки “Шерман” разных модификаций ставились аж 9 (девять!) разных типов двигателей. Американские войска предпочитали старый добрый Форд V8 GAA. Русским поставляли танки со сдвоенным дизелем Дженерал Моторс 6046, так как у СССР солярки было хоть залейся, а вот высокооктанового бензина для авиационных двигателей — йок (советские попытки сделать дизельные самолёты — это всё тоже оттуда, не от хорошей жизни). Да, СССР воевал в том числе и на американских танках, представьте себе. Есть даже мемуары — “Танкист на ‘иномарке'”, отличные. Сдвоенный дизель давал возможность запустить только половину двигателя, и тихо-тихо, на мягких лапах, зайти в тыл к фашистам, а там уж дать им прикурить. Прекрасные мемуары, с удовольствием прочитал.

Именно с этого дизеля “Дженерал Моторз” СССР потом скопировал двигатель ЯАЗ-206.

Но самый сок инженерной мысли поставляли в Британию. Туда шли “Шерманы” с двигателем “Крайслер” А57 мультибанк. Который представлял собой ПЯТЬ РЯДНЫХ ШЕСТИЦИЛИНДРОВЫХ двигателей, расположенных вокруг коленвала в центре. Итого в нём было 30 (ТРИДЦАТЬ!!!!) цилиндров, общим объёмом 20.5 литров. Весила эта хрень — почти две с половиной тонны, а “Крайслер” клялся-божился, что зато даже при выходе 12 цилиндров из строя танк сохранит боеспособность. “Континентал” весил всего триста с небольшим килограмм, чисто для сравнения, хотя справедливости ради надо сказать, что Крайслер имел жидкостное охлаждение, так что две с половиной тонны — это с радиатором и прочими причиндалами. Континентал же, как и положено авиационному двигателю тех лет, охлаждался воздухом.

В-общем, понятно, что всё это было результатом попыток хоть как-то поддерживать боеспособность, и было мерой вынужденной. Но 9 настолько разных двигателей в один и тот же танк… вот это да.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6.

Tags: история, обалдеть, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment