Выяснилось, что есть несколько (не так много) типов портретного освещения. Разных для различных типов лиц и ситуаций. Свет для свадебной фотографии молодых людей будет совсем другим, чем свет для фотографии властного зрелого мужчины. Выяснилось также, что часть (а может быть, и все) способов освещения напрямую позаимствована из живописи эпохи Возрождения. Например, есть тип портретного освещения, который так и называется -- "свет Рембрандта". Это свет сверху и сбоку; при этом на щеке, отвёрнутой от света, возникает характерный световой треугольник, который явно виден на большом количестве картин великого голландского художника.
Вот он, например, на картине Рембрандта "Польский дворянин":

Теперь буду несколько по-другому рассматривать живопись, с большим интересом.
Ссылка по теме (на русском):
http://www.si-foto.com/6-bazovyih-shem-osveshheniya-kotoryie-dolzhen-znat-kazhdyiy-fotograf
UPDATE:
Ха, а вот тот же самый, до фотона, свет на автопортрете Шилова:
Сразу видно, что художник Шилов прилежно изучал работы Рембрандта...