nlothik (nlothik) wrote,
nlothik
nlothik

Categories:

Как ходили по морю в древние времена

Люблю узнавать про древнюю технологию. Мне всегда интересно узнавать про то, как люди жили без айфонов, автомобилей, самолётов, Джи-Пи-Эсов, Глонассов, и т.д. Это, к тому же, полезно знать в целях выживания, ибо именно на эти технологии и придётся переходить в случае БП.

Чтобы узнать, как дойти до точки А, нужно знать две вещи -- координаты точки А, и координаты свои собственные. Первое можно посмотреть в справочнике, а как быть со вторым?

Координат у нас, как известно, две -- широта и долгота. Широта, если кто не знает или забыл, это на севере ты или на юге. Долгота -- ты западнее или восточнее.

Проще всего определить широту. Если упростить до предела, то для того, чтобы определить широту -- надо замерить угол в градусах между вертикалью и солнцем точно в полдень. На экваторе в полдень солнце находится точно над головой, так что этот угол составляет 0 градусов. Это и есть широта экватора. Чем дальше на север или юг от экватора, тем ниже солнце над горизонтом, тем больше угол между вертикалью и светилом, тем больше широта. Точно на полюсе -- широта 90 градусов. На северном полюсе 90 градусов северной широты, на южном -- соответственно, 90 градусов южной широты.

Тонкость тут одна -- замерять высоту светила нужно точно в местный полдень. Это не так сложно -- нужно просто сделать несколько наблюдений около полудня. Точно в полдень высота солнца будет наивысшей.

А как, собственно, определить этот угол? Нужен инструмент. Одним из самых старейших инструментов для определения широты является астролябия, которой пользовались ещё древние греки. Затем появился квадрант, а потом и секстант, обладающий существенно более высокой точностью измерения. При помощи секстанта классный штурман мог определить широту корабля с точностью до 500 метров. Без всяких этих ваших глонассов да джи-пи-эсов. На твёрдой земле, где нет волн, теоретический предел точности секстанта -- 200 метров (длина дуги на поверхности Земли в 1/10 градуса).

Наиболее проницательные, конечно же, вспомнят, что высота Солнца в полдень в разное время года будет разной. Абсолютно верно. Без всякой коррекции проводить измерения высоты Солнца можно только дважды в год -- в весенние и осенние равноденствия (21 марта и 21 сентября). Во все прочие дни необходимо либо прибавлять (летом) либо отнимать (зимой) градусы. В зимнее солнцестояние (21 декабря) нужно отнять аж 23.45 градуса, а при летнем солнцестоянии -- прибавить те же 23.45 градуса. Для всех дат эти различия вычислялись и заносились в навигационные таблицы, которыми затем снабжались штурманы.

Ну, с широтой разобрались. А вот с долготой пришлось помучаться, и до того, как наконец, придумали, как её измерять, корабли плыли до нужного места либо методом счисления координат (что при несовершенстве древних приборов давало чудовищные ошибки, нередко приводящие к человеческим жертвам), либо "квадратно-гнездовым методом". Вот ты знаешь, что широта твоего порта -- 20 градусов северной широты. А широта порта назначения -- 40 градусов северной широты, и он находится западнее. Что делал капитан? Плыл строго на север, пока не достигал широты в 40 градусов, затем делал руль лево на борт, и плыл строго на запад. Не промажешь, авось, дойдёшь.... Конечно, так дольше идти! Кто спорит? Но в то время не было другого выхода.

С вычислением долготы мучались аж до 18 века. Методов вычисления долготы было несколько, но наиболее популярным стал способ расчёта путём измерений углов между небесными телами. Замеряв углы между Луной, звёздами или другими планетами опытный навигатор мог рассчитать Гринвичское время. А затем, сравнив его с местным (а оно под рукой: Солнце в наивысшей точке -- точно полдень), можно вычислить долготу. Ведь скорость вращения Земли известна -- 15 градусов в час. Если наш корабль находится к западу от Гринвича и разница во времени составляет ровно два часа -- наша западная долгота 30 градусов.

Зачем такие сложности? Затем, что в то время не было точных часов, и Гринвичское время посередине океана никому не было известно. Достаточно точный и компактный хронометр, позволявший вычислить долготу с приемлемой точностью, появился только в конце 18 века. А доступным по цене он стал только в 19 веке. Это сейчас наручными кварцевыми часами, отстающими на пару секунд в месяц, никого не удивишь. А в то время это был недостижимый хайтек! Британский парламент даже принял Билль о Долготе в 1714 году, учредивший специальную премию для того, кто сделает хронометр нужной точности и компактности. Награде пришлось ждать своего героя 70 с гаком лет -- её выиграл англичанин Харрисон в 1776 году.

Вот так и ходили по морю всего-то 30 лет назад, по технологиям 18 века. Секстант, таблицы, да хронометр. И ничего, доходили куда нужно без проблем. И ходили так ну вот буквально до 90х годов прошлого века, когда начали появляться доступные системы глобального позиционирования. Да и сейчас штурманы секстант берут с собой ради практики. Ибо отказ электронного оборудования никто не отменял.
Tags: low-tech, узнал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment