nlothik (nlothik) wrote,
nlothik
nlothik

Categories:

Про буддизм

Я люблю читать про всяческие религии и философии. Вдруг чего хорошего найду? Пока ничего, 100% подходящего мне, не нашёл, кроме, пожалуй, работ Антона ЛаВея.

Читал про буддизм. В очередной раз понял, что это всё же -- не моё, хотя в этой философии (религией это у меня не поворачивается назвать, бога тут нет, а догма имеет статус "рекомендаций") много рационального.

Буддизмов бывает несколько разновидностей, но общей основой буддизма являются Четыре Благородные Истины:

1. Жизнь есть страдание.
2. Страдание порождается желаниями.
3. Страдание можно прекратить.
4. Прекратить страдание можно если следовать т.н. Восьмеричному Пути.

Собственно, самый непонятный тут пункт -- это пункт №2. Что за "желания" такие? Ну, там их несколько, но одно из самых главных желаний человека, от которых предлагается избавиться в буддизме -- это желание неизменности в мире, в котором всё постоянно меняется. Как только ты перестанешь цепляться за кажущуюся неизменность всего, и примешь то, что мир (включая тебя самого) постоянно меняется -- становишься счастливее.

И, в-общем-то, это очень правильно. Нет в мире ничего неизменного. Даже нас самих. Ну-ка, вспомни себя самого 20 лет назад -- ты тогда таким же человеком был, как сейчас? Вот то-то. Поэтому буддизм предлагает жить в настоящем времени. Вот у тебя есть родители. Они у тебя будут не всегда. Люби их и наслаждайся общением с ними пока они живы. У тебя есть супруг/а, дети, друзья, домашние животные. Они тоже будут не всегда, хотя в случае детей изо всех сил приходится надеяться, что не они уйдут от тебя, а ты от них. Поэтому люби их всех в настоящий момент, пока все живы. Это, на мой взгляд, ключевой, самый лучший, умный посыл буддизма.

Восьмеричный же путь -- сборник рекомендаций по поводу того, как себя должен вести человек. Он достаточно прост:

1. Правильное воззрение -- понимание Четырёх Благородных Истин.
2. Правильное намерение -- твёрдое решение следованию пути буддизма.
3. Правильная речь. Не лги. Не ругайся. Не распространяй слухи. Воздерживайся от высказываний, даже если ты прав, но твои слова не помогают в данной ситуации (например, если кто-то не может найти инструмент, потому что любит его разбрасывать где попало, воздержись от нотаций по поводу того, что он/а его разбрасывает -- на данный момент это не помогает). Очень правильная, полезная рекомендация.
4. Правильное поведение. Очень широкое поле. Рекомендаций масса, в частности: не воруй, не убивай, не обманывай, будь верен, не опьяняй себя наркотиками (что, кстати, не означает, что буддистам нельзя пить алкоголь -- нельзя напиваться до скотского состояния, что несколько другое). На эту тему написано много литературы.
5. Правильный образ жизни -- вот именно в этом месте у меня наибольшее расхождение с буддизмом. Потому что по-буддистски правильный образ жизни включает в себя в первую очередь непричинение вреда живому существу. Наиболее оголтелые буддисты даже сметают со своего пути насекомых щёточкой, чтобы ненароком их не раздавить. Собственно, с этим подходом можно найти кучу противоречий. Например, есть насекомые, которых нельзя увидеть невооружённым глазом (пылевые клещи). Они живут в твоём доме в количестве нескольких миллионов. Каждая стирка простыней убивает их тысячами. Что ж теперь, не стирать? Также данный подход подразумевает строгое веганство. Но, извиняюсь, морковка полита кровью животных ни в чуть не меньшей мере, чем бифштекс. Ибо если не охранять огород от вредителей, то осенью убирать будет тупо нечего -- всё сожрут. Так что "непричинение вреда никакому живому существу" -- это, конечно, красивая идея, но в сферическом мире в вакууме. А я, к тому же, охотник. Но всё, что я отстреливаю, я съедаю, и считаю тех охотников, которые так не делают, неэтичными людьми. Так что согласиться с буддизмом я могу только в том случае, если данную рекомендацию видоизменить до "не причиняй вреда живым существам просто так". Как сказал старый охотник Калеб Кларк в книге Сетона-Томпсона, "Если животное тебя не трогает или если ты с него ничего не возьмёшь, если его убьёшь -- оставь его в покое".

Последние три уже относятся к духовным практикам -- правильное усилие (последовательное прилежание в том, чтобы жить по правилам), правильное памятование (если сильно упростить -- осознание причин и следствий, их воздействий на тебя), правильное сосредоточение (занятия медитацией).

И чего же достигает буддист, если будет правильно жить? Просветления и нирваны. Счастливой жизни. Ну, никакого рая там, конечно, нет, но некоторые ветви буддистов верят в реинкарнацию.

Но, как я уже сказал, это всё же -- не моё, хотя тут много правильного. Но, может быть, кому-то подойдёт.
Tags: про жизнь, религия
Subscribe

  • Про кошмарные сны

    Мне нечасто снятся кошмарные сны. Но когда снятся, они попадают обычно в следующие категории: 1. Ты оказываешься в публичном месте почему-то…

  • И про архитектуру

    Когда ничего краше сарая-туркостроя не видел, то да, реакция может быть и такой: Какое жуткое, абсолютно безвкусное, аляповатое говно, прости…

  • Экономика — не наука

    Вот хорошо быть физиком. У тебя есть теории, благодаря которым можно делать предсказания. Долбим по шарику силой в N ньютонов — если масса…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Про кошмарные сны

    Мне нечасто снятся кошмарные сны. Но когда снятся, они попадают обычно в следующие категории: 1. Ты оказываешься в публичном месте почему-то…

  • И про архитектуру

    Когда ничего краше сарая-туркостроя не видел, то да, реакция может быть и такой: Какое жуткое, абсолютно безвкусное, аляповатое говно, прости…

  • Экономика — не наука

    Вот хорошо быть физиком. У тебя есть теории, благодаря которым можно делать предсказания. Долбим по шарику силой в N ньютонов — если масса…