Бесплатно читать можно здесь:
http://www.gutenberg.org/files/34607/34607-h/34607-h.htm
Как всегда, интересны различия старого и нового! Как было раньше, и как стало теперь. По порядку.
Вода и еда.
Раньше считалось абсолютно нормальным взять воду из обычного ручья. Так и воду не надо носить с собой (разве что НЗ во фляжке). Сейчас же как-то больше упор на то, чтобы воду принести с собой. Это безопаснее.
Из еды раньше с собой приносили как правило солонину, завёрнутую в тряпицу, и крупу (рис, кукурузную муку), бобы -- они мало весят, ибо сухие, но обеспечивают нажористость. Никаких банок и склянок, Сирз прямо советует не брать с собой тушёнку или прочие консервы -- ибо "если стекло может разбиться, оно разобьётся", а "жестяные банки всегда занимают в рюкзаке такую позицию, чтобы получше впиться в самое уязвимое место на спине". Плюс тушёнка имеет в себе много воды, следовательно -- много весит.
Сейчас же можно купить прекрасные обеды вакуумной сушки. Кипяточка добавил, оно разбухло -- и пожалуйста, наслаждайся как дома. И весят такие обеды очень мало.
Приготовление еды.
Раньше абсолютно нормальным было приготовление на костре. Сейчас вообще-то тоже, но сильно возросли ограничения -- например, нельзя рубить деревья, можно только собирать валежник. И хотя в любом лесу валежника обычно хоть жопой жуй, во времена Сирза абсолютно нормальным была рубка деревьев на дрова. Он даже описывает, какие деревья лучше валить, чтобы правильно разводить костёр -- такой для приготовления пищи, а такой -- для обогрева, чтобы долго горел.
А сейчас огромное количестсво людей приносят с собой газовые гарелки, спиртовки, баллоны с пропаном, и т.д. Думаю, в горах или пустынях, где деревьев нет, это особенно оправдано. В обычном лесу уже нет, но есть упор на доктрину "не оставляй следов", и тут принесённое топливо уже прекрасно ложится на эту доктрину.
Палатки.
Сейчас выбор состоит в основном из найлоновых палаток. Бывают самые разные, у меня -- купольная с гибкими шестами, за две минуты поставить можно.
Во времена Сирза не было найлона, так что палатки были парусиновыми, с шестами. Они были тяжёлыми, и их было сложно ставить.
Поэтому Сирз их ненавидел. Он также считал, что такие закрытые палатки "нездоровы". И с ним сложно спорить -- кто хоть раз спал зимой в палатке, знает, как много влажности там скапливается. Ведь найлон не пропускает её наружу. А если открыть окна для вентиляции, в палатке уже будет совсем неотличимый от наружного воздуха мороз.
Так что Сирз без затей натягивал брезент, а сам ложился под брезентом, укутавшись в два шерстяных одеяла. "Но ведь холодно!" -- можно возразить. А вот нифига -- см. пункт про костры. Раньше абсолютно нормальным было спать так, у костра. Костёр делался специальный, чтобы долго горел, давал равномерный жар, и требовал мало топлива. И никаких палаток.
Хочу так попробовать. Но вот только, наверное, без костра (на заимке нельзя) -- есть вот такой очень симпатичный нагреватель на пропане...
Надолго его, правда, не хватит, и он, конечно, зараза, тяжёлый, так что с ним ездить только если на автомобиле куда приехать.
При спанье на открытом воздухе появляется другая проблема -- комары!
Как сейчас борются с комарьём -- всем известно, препараты на основе DEET (ДЭТА) продаются везде. С ними только одна проблема -- они ВОНЯЮТ. Хотя отпугивают комарьё (и не только комарьё) действительно неплохо. Во времена Сирза репелленты составлялись самостоятельно.
Не могу удержаться и не привести репеллент рецептуры самого Сирза:
3 части соснового дёгтя, 2 части касторового масла, 1 часть масла болотной мяты
Подозреваю, что это пахнет намного лучше, чем ДЭТА, чей запах напоминает запах свинарника.
Подводя итог, скажу, что некоторые советы Сирза, безусловно, устарели, но в целом это прекрасная книга, очень интересная с точки зрения истории. И некоторые аспекты применимы до сих пор -- так, шерстяные вещи я до сих пор предпочитаю всем другим, несмотря на все достижения химии.