Подавляющее большинство популярной музыки является тональной. То-есть, мелодия музыки берётся из тонального звукоряда, и тяготеет к тонике (т.е. основному тону). Всем известное "до-ре-ми-фа-соль-ля-си" -- это тональный звукоряд, гамма до-мажор. Есть минорные гаммы -- всем известная "Токатта и фуга" Баха написана в тональности ре-минор.
Тональная музыка -- это популярная музыка Западной культуры. Мы с вами живём в этой культуре, и такая музыка нам привычна и приятна -- ухо на неё настроено.
Однако ещё есть музыка не тональная, а модальная. И звукоряд в модальной музыке -- другой. В модальной музыке есть несколько звукорядов, наиболее известными из которых являются т.н. греческие лады -- ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский.
Например, если начать играть фригийский лад с ноты "до", то полный лад будет выглядеть так: до - ре-бемоль - ми-бемоль - фа - соль - ля-бемоль - си-бемоль - до. Как видишь, звукоряд совсем не такой, как гамма до-мажор (чуть меньше он отличается от до-минора). Поэтому модальная музыка звучит весьма по-другому, несколько непривычно.
Несмотря на засилье Западной музыки, модальная музыка вполне себе живёт и здравствует в Азии, Индии, арабских странах. В русской музыке она тоже присутствует -- традиционная русская народная песня тоже является модальной. Почему она такая? Очень просто, Россия какая по вероисповеданию страна? Православная. А православие -- откуда? Из Византии (Греции, если сильно упрощать). А в Греции -- греческие лады (см. выше). Отсюда традиционный православный церковный распев -- тоже модальный!
В 19 веке русские композиторы, например, Чайковский, Римский-Корсаков озападили традиционные православные церковные распевы, слегка изменив их гармонию, которая стала более западной, тональной. Церковное пение становится полифоническим. Но шаловливые ручки композиторов дотянулись не до всего православия. Старообрядцы не допустили западного влияния на свои распевы, и раскольнический знаменный распев до сих пор модальный и монофонический (т.е. все поют одну и ту же мелодию).
Послушайте, если интересно:
Очень резкий контраст с популярной музыкой, не так ли? И мелодия по-другому развивается, и тяготения к тонике нет. Но ведь от этого она не становится хуже -- по-моему, это очень красивая музыка, просто она -- иная. Это просто наши с вами уши привыкли к Западу, поэтому она звучит необычно. А для ушей, например, индуса это вполне обычная вещь.
Идём далее. Америку часто называют "плавильным котлом" -- здесь смешиваются культуры всех стран, рас, и народов. Это касается в том числе и музыки. В конце 19-начале 20 веков здесь возникают два жанра музыки, в которых произошло смешение культур чуть более, чем полностью -- блюз и джаз. И модальность никуда не пропала.
Какой альбом джаз-музыки является самым продаваемым в мире? Альбом 1959 года великого джазиста Майлза Дэвиса, "Kind of Blue".
Он стал четырежды платиновым, т.е. продалось больше, чем 4 000 000 копий.
Так вот, "A Kind of Blue" -- весь модальный. Там нет ни одной композиции в традиционной западной тональности. Самая известная композиция с этого альбома, "So What" написана в дорийском ладе.
А теперь, как обычно -- о рок-музыке :)
Так как рок-музыка берёт свои корни в блюзе, джазе, и всех остальных жанрах, то модальность в ней тоже никуда не делась :)
Возьмём мою любимую рок-группу, Металлика :)
Вот их самый популярный альбом 1991 года, "Металлика". Он был сертифицирован 16-кратно-платиновым (продано более 16 000 000 копий). Ну, это для того, чтобы оценить популярность :)
Вы никогда не задумывались, почему популярная композиция "Wherever I May Roam" с этого альбома звучит так по-восточному? И дело даже не в ситаре, на котором исполняется вступление. Дело в том, что эта песня -- модальная. Она частично написана в локрийском ладе (особенно это касается соло Хэммета).
Если кажется, что это оторванный от жизни единственный пример модальности в популярной музыке -- вы неправы :) Модальность есть в репертуаре у очень многих коллективов. Такие исполнители как Битлз, Майк Олдфилд, Айрон Мейден писали модальную музыку. Да и не только у рок-музыкантов! Есть даже в поп-музыке, у Саймона и Гарфанкела, и даже у Алиши Киз, например. Ну, просто в музыке всегда видно людей, либо имеющих музыкальное образование, либо не закрывающих глаза на мир и учащихся теории по мере совершенствования своего искусства.
И как обычно, по традиции нашей стенгазеты на прощание пнём т.н. "русский рок". Давайте поищем модальную музыку у современных российских ВИА? Понимает ли Юрий Шевчук разницу между дорийским и локрийским ладом? Боюсь, он и слова-то такого не слышал... Русские джазисты, фьюжн-гитаристы -- уверен, слышали, а вот "рок-музыканты" -- боюсь, нет. Хотя очень, очень хотелось бы ошибиться.