Последнее по-настоящему крупное приобретение случилось в 1867 году, когда США купили у России Аляску. Эту территорию было бы сложно удержать при войне с Британией, которая в то время была главным врагом русского царя Александра. При безусловном превосходстве британского флота туда было бы просто не дойти. Так что Александр Второй её продал за 7.2 миллиона долларов.
Но по отношению к существующей территории США самый крупный скачок роста случился раньше -- в 1803 году, когда США выкупили у Франции 2 с гаком миллиона квадратных километров территории за 15 миллионов долларов. Это называется "Луизианская покупка" и она увеличила размер страны вдвое.
Французское влияние на части этой выкупленной территории заметно до сих пор. В частности, в штате Луизиана обосновались акадийцы -- это выходцы с запада Франции, жители канадской провинции Акадия, которых англичане оттуда насильно выселили после того, как победили Францию во франко-индейской войне (американский филиал Семилетней войны в Европе).
На пути из далёкой северной провинции акадийцы превратились в кадьенцев, а на английский манер -- в кейдженов, которых по-русски обычно переводят как "кажуны".
Кажуны -- это весьма бодрый и боевой народ. Каждый второй -- охотник, рыбак. Длительная жизнь посреди Луизианских болот, кишаших аллигаторами, закалили кажунов, сделав из них упорных, твёрдых людей. Но Франция из их жизни не исчезла -- многие, особенно пожилые люди, до сих пор между собой говорят по-французски, и любят (и умеют) вкусно поесть. Еда кажунов -- смесь культур. Это Франция, Испания, Португалия, Карибы -- смешанные вместе. Обычно это еда довольно острая и пряная, очень вкусная. Уважаю кажунскую еду.
Музыка кажунов -- тоже смесь культур. Африканские ритмы, американский фолк и блюграсс, креольские напевы, негритянский блюз, и французские народные песни -- всё вместе. Её часто собирательно называют Болотный Поп (Swamp Pop).
Как-то я поймал по некоммерческому телевидению PBS программу о кажунской музыке. Мне она очень понравилась, и я её довольно регулярно, под настроение, слушаю. Не могу назвать себя знатоком кажунской музыки, но поделюсь очень хорошим её представителем -- это Майкл Дусе (Michael Doucet), скрипач и певец.
Вот, пожалуй, две мои любимые композиции с его участием.
Песня La Danse De La Vie:
И моя любимая его вещь, Zydeco Gris-Gris:
Очень люблю.