К чему это приводит? Ну, например, к тому, что американская беднота плодится значительно активнее среднего класса -- им терять-то нечего, чего тут жалеть, работу в МакДональдсе жалеть? Они сядут на пособие и всё тут. "У меня нет денег, чтобы платить 500 в месяц, а если я буду сидеть дома, то не смогу работать. Так что давайте мне в зубы моё пособие." И, в-общем-то, не скажешь, что неправда.
Налицо парадокс. Многие уверены, что наличие социальных программ -- оно про то, что государство заботится о бедных, и плюёт на средний класс. Ну, если смотреть на пример социальных программ и их имплементации в США -- то да, именно так и получается.
А если посмотреть на европейский опыт, где социальными программами пользуются ВСЕ -- и бедные и богатые -- то получается как раз наоборот -- нежная забота о среднем классе. И это, я думаю, всё же правильнее. Если социальные программы -- то для всех. А если нет социальных программ -- то пусть нет, но тоже для всех.
И вообще, про образование. Знаете, Монтессори и все прочие умные слова, это, конечно, интересно, но не это определяет то, как высоко продвинется человек. Ну вот знаю я двух людей, которые ходили в этот самый Монтессори. Ну и чего? Что они, чего-то особенного достигли? Нет, такие же люди, как и все. Инициативность, ум, и коммуникабельность в нашем мире стоят значительно больше, чем хорошее дошкольное образование. Да и школьное тоже. Да что там говорить -- и университетское.
Но если отставить в сторону различия между государствами, то всё равно очень заметна разница между культурами.
Как поступают англофоны (и азиаты, кстати)? С самых младых лет стараются учить детей как можно большему количеству предметов. Балет, плавание, математика, игра на скрипке, иностранные языки, и так далее. Мама, с языком на плечо, кажен день развозит дражайших отпрысков по секциям и кружкам.
А франкофоны? А франкофоны считают, что детям надо быть детьми, и не увлекаться малыми схоластическими и спортивными достижениями, а, например, учиться быть вежливыми, внимательными, коммуникабельными. Для этого во Франции есть специальная подготовительная школа l’école maternelle, где всему этому учат. А спортивные секции и прочие детские клубы во Франции, конечно, есть, но во-первых, там основная задача -- это чтобы ребёнок был счастлив, а не побивал рекорды, а во-вторых, никто не возит детей по разным клубам с такой плотностью, как у англофонов.
Тех мам, что с языком на плечо развозят детей по секциям и кружкам, во Франции презрительно называют мама-такси (maman-taxi). А у нас кандидатша в президенты республики Сара Пейлин с гордостью говорит о том, что она была именно такой мамой-такси, развозила детишек (коих у неё ажно пять штук) по спортивным секциям, в основном, хоккейным. И широкой публике это даже нравится -- она, мол, такая же, как и мы.
При этом не скажешь, что французы дурнее американцев -- за 2014 год Нобеля вручили четырём американцам, и двум французам. При том, что во Франции населения почти впятеро меньше.
Хотя, конечно, всегда можно утешиться, что средний американец получает в полтора раза больше среднего француза ;-)
В-общем, познавательная книжка. Читать про различия культур всегда интересно.