nlothik (nlothik) wrote,
nlothik
nlothik

Categories:

Ту-104

Читал про создание реактивной стратегической авиации в СССР, в частности, о бомбардировщике Ту-16. До этого самолёта из дальней авиации всё, что имелось у СССР -- это Ту-4, сиречь американский Б-29. Ту-16 стал основным стратегическим бомбардировщиком СССР, и был снят с вооружения только в 90х годах прошлого века. Самолёт побывал во многих горячих точках, и даже участвовал в нескольких войнах. В-общем, заслуженный ероплан.

Ту-104 -- это, по сути, бомбардировщик Ту-16, переделанный под гражданские нужды. Весьма продвинутый для своего времени самолёт. Хотя западные пассажирские реактивные авиалайнеры начали полёты раньше его, он первым стал совершать регулярные рейсы, и первым стал приносить прибыль.

Но йолки, какой это был несчастливый самолёт!

Ну, технические неполадки, пресловутый "человеческий фактор" -- это одно. Давайте отставим все эти несчастные случаи, и посмотрим на несвязанные с техникой самого самолёта происшествия.

Открывает этот список несчастий 30 июня 1962 -- когда Ту-104А с заводским номером 86601301 и серийным 13-01, летящий из Иркутска в Омск был сбит зенитной ракетой ПВО СССР (кто сказал "Боинг"????). Части ПВО проводили учебные стрельбы. В условиях облачности ракета потеряла цель и "удачно" самонавелась на Ту-104, летящий в это время на высоте 9 000 метров. Ракета попала самолёту в левый бок (у пассажиров были обнаружены прижизненные ожоги), самолёт перешёл в крутое пике и разбился. Погибли, разумеется, все 84 пассажира. Тогда это была крупнейшая авиакатастрофа в СССР.

10 октября 1971 года -- Ту-104Б, выполняющий рейс 773 (Москва-Симферополь) был взорван почти сразу после взлёта, после чего упал в нескольких километрах от Внуково. Погибли все 25 пассажиров. Личность террориста так и осталась неизвестной, хотя следствие вели аж до 1973 года.

Идём далее. 23 апреля 1973 года -- Ту-104Б, летащий рейсом 2450 из Ленинграда в Москву, был захвачен террористом, требующим посадки в Стокгольме. Лётчики решили сесть в Ленинграде. До самого последнего момента не выпускали шасси, оттягивая время. Но пришлось таки выпустить -- террорист, услышав характерный звук, привёл в действие взрывное устройство. Взрывом убило самого террориста и бортмеханика Грязнова, который старался заговорить террористу зубы. Также взрывом была повреждена гидравлическая система самолёта, в результате чего носовая стойка шасси сложилась при контакте с ВПП, и посадка была весьма сложной. Тем не менее, пострадало только два человека.

18 мая 1973 года (что за год такой был... шибко високосный) -- Ту-104, летящий из Иркутска в Читу, был захвачен Чингис Юнус-оглы Рзаевым, который желал, чтобы самолёт улетел в Китай. Среди пассажиров рейса оказался вооружённый сотрудник милиции Ёжиков, сопровождающий самолёт (кто сказал "Воздушный маршал"?). Ёжиков выстрелил в террориста, и, что характерно, попал ему в сердце, но умирающий Рзаев успел привести в действие взрывное устройство, мощность которого составляла около 6 килограмм тротила (для незнающих -- это OVERДОХРЕНА -- вот видео с взрывом 5 килограмм https://www.youtube.com/watch?v=7Z08U7sPn28 ). Самолёт развалился в воздухе... погибли, разумеется, все.

Вот такой вот невесёлый самолёт.

Кстати, интересно, что задолго до всяческих Горбачёвых и перестроек в СССР, как мы видим, совершалось большое количество терактов.
Tags: СССР, история, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments