nlothik (nlothik) wrote,
nlothik
nlothik

Category:

О привычной и непривычной музыке

Наши уши привыкли к равномерной темперации -- 12 полутонов на октаву, каждый полутон отличается по частоте от соседнего в 12√2 раз (см. предыдущую заметку). Это очень удобно -- любую мелодию очень легко транспонировать выше или ниже, мелодию в тональности до-мажор легко сыграть хоть в фа-диез-мажоре.

Однако, равномерная темперация существовала не всегда, и вошла в широкое пользование только в 18 веке. До этого использовались другие строи, например, натуральный строй. Он и сейчас используется -- обыкновенный пионерский горн может играть мелодии, основанные только на натуральном строе по причине своей примитивности. Именно поэтому горн не может играть с оркестром -- ведь оркестр использует равномерно темперированный строй.

В натуральном строе также часто поют а-капелла -- возможности человеческого голоса близки именно к натуральному строю. В натуральном строе также проще гармония.

Помимо горна, натуральный строй используется в традиционных азиатских/тюркских инструментах, например, в сазе.

Но использованием другого строя саз не ограничивается. Турецкий саз, называемый также "баглама", звучит для европейского уха несколько непривычно. Объясняю, почему.

Вот фотография грифа багламы, что бросается в глаза?



Правильно -- лады расположены неравномерно, не как на гитаре. Это потому, что в традиционной тюркской/азиатской музыке не 12 тонов на октаву. На багламе, например, их 15! Есть полутоны, есть и четвертьтоны. Это называется "микрохроматика".

Для уха, привыкшего к европейской музыке, микрохроматическая музыка звучит непривычно -- как будто инструмент расстроен. Но если в микрохроматику врубиться, то круто!

Вот примеры микрохроматической музыки:

Инструментальная версия традиционной турецкой песни "Кара Топрак" (чёрная земля). Исполняется на багламе:



Дуэт двух гитар, играют два турка (у того, что справа, гитара творчески доработана, добавлены четвертьтоновые лады):



Ошибкой было бы думать, что микрохроматика -- удел национальной музыки. Где мы ещё её видим? Хех, ну, разумеется, в рок-музыке! В роке, она, правда, не очень частая гостья (навскидку из известных исполнителей микрохроматических произведений назову только Рэдиохед и Бъорк). Но её НАВАЛОМ в предках рока -- блюзе и джазе. В блюзе для микрохроматики даже есть специальное название -- "блюзовая нота" (blue note) -- когда человек играет или поёт отдельные ноты немного выше или ниже -- но не от неумения, а специально.

Вот, например, урок пения с блюзовыми нотами:



Современная музыка, особенно рок-музыка, является эклектической смесью самых разных культур. И прикольно находить в ней такие вот штуки -- "ах, так вот это откуда!"
Tags: музыка
Subscribe

  • Интернет Илона Маска

    Чувак проверил интернет системы “Старлинк”. Вообще — вполне норм. Пинг 36 миллисекунд, канал от 50 до 150 мегабит. Если других…

  • Про приватность VPN

    Забавненько. Крякеры украли инфу у трёх VPN-провайдеров, и в ней оказалось много всякого, что провайдер обещал не записывать в логи Например,…

  • Винда совсем охренела

    На свежепоставленной Винде решил добавить русскую клавиатуру. В списке доступных раскладок клавиатур присутствуют японская, корейская, и даже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments