Но у меня плохие воспоминания о российском высшем образовании.
Ну, если бы я учился в техническом ВУЗе, возможно, мои воспоминания были бы другими. А я учился в экономическом (считавшимся весьма престижным). И, наверное, основная сложность бизнес-образования в то время заключалась в том, что политэкономию социализма -- то, что они вдалбливали народу до перестройки -- они продолжать вдалбливать не могли, а новые, нормальные учебники написаны ещё не были, да и не знал никто, что и как преподавать. Поэтому нам частенько преподавали всякую муйню (и криво её преподавали), вообще не имеющую никакого отношения к делу. Хотя математику, например, давали нормально -- благо она такая штука, что её не касается то, какая нынче власть -- большевиков или капитала.
Но плохо было даже не это. Я, в-общем, не знаю людей, окончивших этот экономический ВУЗ, и плохо живущих в России. Нет, живут они в основном весьма кузяво.
Плохо было то, что в то время существовал поистине мафиозных размеров заговор, как не пущать в этот ВУЗ "людей со стороны". Делалось это довольно просто -- делался ТАКОЙ экзамен по той же математике, который ни один ученик, окончивший обычную среднюю российскую школу, сдать не мог. Его могли сдать только те, кто занимался с репетитором, который натаскивал конкретно под математику этого ВУЗа. Математика, нужная для поступления в МГИМО, отличалась от математики, нужной для поступления в РЭА им. Плеханова, например. А та, в свою очередь, не очень хорошо подходила для сдачи экзамена в Финансовую Академию. Примерно то же самое было с экзаменами по другим предметам, включая даже русский язык и географию. Думаю, репетиторы были в доле с приёмной комиссией.
Мне повезло -- у родителей была возможность всё это для меня организовать. За что я им благодарен, хоть те два года, что я проучился в том ВУЗе, оказались, в конечном счёте, потерянным временем. Но старый еврей Арон Моисеевич, что натаскивал меня на математику по задачнику Сканави, тем не менее оказал мне хорошую услугу в том, что я перестал математики бояться, и даже со временем её полюбил (и люблю до сих пор).
На мой взгляд, в масштабе государства это преступление.
Не должны в хороший ВУЗ попадать только "нужные люди". Должны попадать умные. А не те, кого, как собачку, натаскали на решение каких-то конкретных экзаменов.
Поэтому на мой взгляд, реформа высшего образования, проведённая в России, где в ВУЗ теперь попадают по результатам ЕГЭ -- сугубо правильная вещь, и есть шаг в нужном направлении. В США действует именно такая же система, благо США точно также являются участниками Болонского процесса, только ЕГЭ здесь немного другой, вернее, их два разных -- и называются они, соответственно, SAT и ACT, а для поступления в магистратуру, это, соответственно, экзамены GRE и GMAT, про которые я уже писал не один раз.
Безусловно, как всякая имплементация "на реальном железе", ЕГЭ страдает недостатками. Само собой, и в сдаче этого экзамена проявляется коррупция, и сам по себе ЕГЭ -- достаточно плохой экзамен, ибо проверяет не умение мыслить, а знание разрозненных фактов (моя матушка работала в РОНО, или как их там сейчас называют, не знаю, и я много слов от неё слышал по поводу ЕГЭ, в основном, нецензурных). И тем не менее -- я считаю, что это намного правильнее, чем мафия поступления в ВУЗы, которая была раньше.
Как-то так.