техника

Насилу нашёл

Выяснилось, что по-английски трансформаторы, которые повышают напряжение для работы фотовспышек, называются хитрым названием trigger transformer (понятия не имею, как по-русски, ни один известный мне онлайн-словарь не переводит).

Причём у них подключение не очень стандартное по сравнению с обычными трансформаторами. У них не четыре контакта, а три. Два для первички, а вот на вторичке только один. Один контакт -- общий!

Прикупил на еБае, посмотрим...
Похоже на то, что это автотрансформаторы.
...В общем, это импульсный автотрансформатор. Причём сейчас этот термин не в ходу, я его видел в ОЧЕНЬ старой книжке по электротехнике, в разделе про ксеноновые лампы в киноаппаратах. Там подобная штука, только помощнее, используется для поджига ламп, подавая импульс высокого напряжения. Сокращённо - ИАТ.

А маленький аналогичный транс для вспышки сейчас называется просто - поджигающий трансформатор.
О как. Спасибо, узнал что-то новое. Почитал про автотрансформаторы, интересно.
> Почитал про автотрансформаторы

Стесняюсь спросить - а такую штуку как "Лабораторный Автотрансформатор Регулируемый" (ЛАТР, по нерусски - VARIAC) благородный дон встречал? Брутального вида штука (та, что времён расцвета СССР, не более поздние пластиковые поделки), даже сейчас, в эпоху импульсных преобразователей и прочих симисторных диммеров иногда оказывается актуальной. У меня в кладовке такой притырен, на случай чего... :-)
Руками -- не щщупал, но в продаже видел :) А зачем она тебе? В наше время когда в каждую кошку воткнут контроллер активной коррекции фактора мощности, оно само от 90 до 240 вольт функционирует, без всякого вмешательства :)

Или из ностальгических побуждений?
Но если ЛАТР знаком, то что нового могло обнаружиться в концепции автотрансформаторов?

В современных кошек с мышками - воткнут. Но если нужно по быстрому сколхозить регулировку мощности для какого-нибудь тупого "утюга" (мотора, паяльника) образца прошлого века (или по технологиям того времени) - проще всего сдуть пыль с ЛАТРа. Последний раз, по-моему, использовал чтобы закрутить на пониженных оборотах болгарку без встроенной регулировки скорости.
Ну, "знаком" я с ним был только внешне -- "а вон та тяжеленная бандура регулирует напряжение" :) Как оно работает и подключается -- уже был не в курсе.

> Но если нужно по быстрому сколхозить регулировку мощности для какого-нибудь тупого "утюга" (мотора, паяльника) образца прошлого века (или по технологиям того времени) - проще всего сдуть пыль с ЛАТРа. Последний раз, по-моему, использовал чтобы закрутить на пониженных оборотах болгарку без встроенной регулировки скорости.

А не проще ли (и дешевле) взять тиристорный диммер? Хотя "если уже есть", то, конечно, это меняет дело.
На тиристорный диммер я пробовал перейти, когда надоел "этот гроб с ручкой" (ЛАТР довольно крупен и тяжёл). Выяснил, что на малых оборотах болгарка крутится, но как-то странно "чихает": видимо этот диммер не был заточен под такую нагрузку (хотя что именно не понравилось диммеру, я не понял. Предполагаю, что наводки в момент коммутации в коллекторно-щёточном узле. Лампочка диммером диммилась нормально, запас по мощности диммера был достаточный). Дальше не экспериментировал, а потом и потребность отпала :-)

Собственно, поинт тут отчасти тот же, что и в случае генератора-на-транзисторах vs МК: более сложная система обладает более сложным поведением, что может приводить к глюкам - либо нагрузке поплохеет от формы тока с "диммера", либо сам диммер заглючит. Я ведь писал когда-то, как у меня паяльник (с тиристорным регулятором, но без обратной связи по температуре) ловил наводки от сети и глючил? В-общем, "всякое бывает" :-)