А что русские? А русские просто использовали карандаши.
В эпиграфе, конечно, байка. Но в каждой байке есть зерно правды. Американцы, имея доступ к более высокому уровню технологий и значительно более крупному бюджету, часто излишне усложняют конструкцию и само решение. Демонстрируя поведение, называемое хорошим словом over-engineering.
У русских есть примечательная особенность -- они зачастую способны решить проблему наиболее простыми средствами.
Именно это мне пришло в голову, когда я прочитал о том, как СССР умудрился шпионить за США в течение 7 лет; подслушивающее устройство было найдено чисто случайно. Спрятано оно было внутри деревянного герба США, который преподнесли послу США в Москве в 1945 году, якобы от советских пионеров. И была это очень интересная хреновина. Я, кстати, не шучу насчёт "хреновины" -- в США её так и называли -- The Thing.
Хреновина, правильно называемая эндовибратор, представляла собой объёмный резонатор (cavity resonator). Резонатор снабжён вибратором и антенной, и переизлучал, если я правильно понял, на какой-то гармонике основной частоты резонатора. У резонатора была мембрана. Звук, попадая на мембрану, изменял объём резонатора, и таким образом происходила модуляция (амплитудная и частотная) сигнала. Физически это была маленькая круглая коробочка, из которой торчала антенна.
В чём тут цимес? Цимес тут в том, что эта крохотная коробочка, мембрана и антенна, при всей примитивности и простоте и весе в 31 грамм -- была полноценным радиопередатчиком, которому даже не нужно питание. Всего-навсего нужно было направить на неё радиоволну нужной частоты (330 мегагерц), после чего настроить радиоприёмник на нужную гармонику, и слушать разговоры сколько влезет. Нашли её только случайно -- телемастер, вызванный чинить телевизор в посольстве в 1952 году, обнаружил непонятную радиопомеху.
Вот это я понимаю -- простое решение. Консервная банка с медным штырьком -- и готов "радиожучок", который не могли обнаружить 7 лет.
Автором "хреновины" был известный Лев Термен ("терменвокс" -- это его). За "хреновину" и метод скрытого прослушивания при помощи отражения инфракрасного луча от оконных стёкол он получил в 1947 году Сталинскую премию (это, на минуточку, 150 000 рублей). Но в список к опубликованию в официальных СМИ его имя включено не было по понятным причинам.
На основе "хреновины" американцы и англичане изготовили массу подобных радиожучков, с улучшенными характеристиками. Уж чего-чего, а учиться у других и перенимать чужой опыт в Америке всегда умели прекрасно.
В дальнейшем изделие Термена всплыло на заседании Совета Безопасности ООН, посвящённого сбитию разведовательного самолёта U-2, пилотируемого Гэри Пауэрсом. В ответ на обвинения СССР в шпионаже, американцы невозмутимо предъявили "хреновину", заявив, что Советский Союз сам всегда был непрочь пошпионить.