про жизнь, охота

Примус починяю

Неспешно подыскиваю себе новую походную плитку. Не то, что моя старая пропановая мне как-то сильно не нравится, но у неё есть недостатки -- недостаточно плавная регулировка температуры, например. Она также довольно высокая, а мне на бивуаке приходится часто готовить на четырёх-пять голодных мужиков -- серьёзный чугунок, стоящий на ней, прямо скажем, большого доверия не вызывает.

Поэтому смотрю в сторону более плоских плиток, со шлангом.

Также не всё очень просто с выбором топлива. Я рассматриваю только два -- керосин и пропан. Керосин -- потому что у меня уже есть три керосиновые лампы на случай длительного отключения электроэнергии. Пропан -- потому что он заметно удобнее керосина. Ещё есть всякие бутановые, лигроиновые, бензинные -- но топливный зоопарк разводить не хочется, а с бензином вообще связываться не хочу, слишком горюч (и вонюч). Поэтому строго -- либо пропан, либо керосин.

Керосиновые плитки -- это то, что по-русски обычно называют примусом. Кстати, "примус" -- это такое же заимствование в русском языке, как и "ксерокс", "памперс", "джинсы" и подобное. Primus -- это шведская фирма, кстати, прекрасно здравствующая и до сих пор, которая первой начала выпуск таких бесфитильных керосиновых плит.


картинка с Амазона


К достоинствам керосина относится очень высокая теплотворная способность топлива, на керосине даже вода тупо закипает быстрее. Вообще, чем длиннее молекула -- тем, как правило, лучше -- пропан лучше, чем метан, а бутан лучше, чем пропан. Поэтому топлива этой штуке надо меньше, и стоит оно дешевле (керосин минимум в три раза дешевле пропана, а если покупать в свою канистру из бочки на автозаправке, то вообще копейки). Весит это также меньше, потому что не нужен увесистый стальной баллон. Это, правда, важно только, если на своём горбу всё это за пять вёрст в лес тащить (и когда я это в последний раз делал? вот то-то же), а если на машине то пофигу.

Но у примусов есть недостатки -- надо прогревать, надо накачивать давление в топливный бачок (и периодически подкачивать). С пропаном намного проще -- клапан открыл, поджёг, всё -- пожалуйте бриться.

Вот прямо сам не знаю, чего выбрать. Керосин в некоторых отношениях проще -- не надо с баллонами связываться, сразу понятно, сколько топлива осталось, надо -- долил и вперёд. Но удобство, блин...
Керосин проще и удобней в конечном итоге
А чем проще? Плитку раскочегаривать уж точно не проще с керосином.
Можно всегда видеть чего и сколько
У керосина энергия от сгорания выше
Вот у меня пару днец назад случай преключился
Кинулся газовой горелкой перепёлок ощипанных обжечь, а газа нет
Испарился/улетучился куда то
а у тебя плитка не загнется, если ты ее керосином с заправки заправлять будешь?

ну и я за пропан - потому что проще, чище, да и цена горения - та же(если керосин не с заправки)
плюс, помнишь, как у Джерома-Джерома - керосин имеет свойство просачиваться:)
> а у тебя плитка не загнется, если ты ее керосином с заправки заправлять будешь?

Не, там же керосин соответствующей марки, K1, а не топливо для реактивных двигателей =) Хотя народ говорит, что и топливом для реактивных двигателей нормально.
Гляди, улетит на орбиту!:)

Для меня самое основное - это что пропан чище. Возить распечатанные емкости с керосином в багажнике - это весь багажник провоняет
вообще, в рамках идеологии безумного самоделкина, я б крепеж для существующей плитки сделал:) У тебя ж такая, где горелка на баллон накручивается?
Она, родимая.



Но мне не нравится, что в ней примерно только 6 положений.

Вскипятить воду, чтобы туда потом засыпать сушёную в вакууме жратву -- нормально. Уже что-то нормальное готовить -- уже не прямолинейный процесс.
да что ж ты нормально готовишь в поле на 5-6 мужыков?:)
Как-то надуманно, имхо.

Главный минус такой плитки, помимо неустойчивости - отсутствует ветрозащищенность. Как ветер - пиши пропало, надо искать укромное место.
Они же мультитопливные (газ/жидкое топливо) бывают, и у Примуса, и китайские клоны, на газу запускаются без прогрева.
Да, как вариант тоже такие рассматривал.

Но я думаю, что это скорее важно кому-то, кто идёт в дальний поход и не берёт с собой запас топлива -- и тогда важно, чтобы плитка работала на всём, что можно, ибо неизвестно, что там можно будет достать.

Они дорогие только очень, вот что плохо.

И неизвестно, насколько легко они с одного типа топлива на другой переходят. С пропана на керосин, например.

Но как вариант -- рассматриваю.
Обычно такая покупается из соображений, что придется придется куда-нибудь забираться, где газа не купишь, и не провезешь (ибо в самолет газ не грузят).

У меня уже 3я китайская (первую потерял, на вторую наступили), почти всегда гоняю на газу, ибо проще.

Китайские - не дорогие.

Нормально они переходят с одного на другой, баллон с газом отцепляется, вместо него цепляется топливная фляга с насосом, берется ключ из комплекта одна форсунка выкручивается, закручивается другая. Дальше как с всегда с жидким топливом: накачать, открыть кран, напустить лужу, закрыть кран, поджечь...
Однажды мы захватили в дорогу керосинку, но это было в первый и последний раз. Целую неделю мы провели словно в керосиновой лавке. Керосин просачивался. Я не знаю, что еще обладает такой способностью просачиваться, как керосин; Мы держали его на носу лодки, и оттуда он просочился до самого руля, пропитав по пути всю лодку и ее содержимое, и расплылся по реке, и въелся в пейзаж, и отравил воздух. Дул то западно-керосиновый ветер, то восточно-керосиновый ветер, то северо-керосиновый ветер, то юго-керосиновый ветер; но приходил ли он с ледяных просторов Арктики или зарождался в знойных песках пустынь, он был одинаково насыщен благоуханием керосина.

И керосин просачивался до самого неба и губил солнечные закаты, а лунный свет положительно провонял керосином.

В Марло мы попытались отделаться от него. Мы оставили лодку у моста и попробовали удрать от него пешком на другой конец города, но он последовал за нами. Город был насыщен керосином. Мы зашли на кладбище, и нам показалось, что здесь покойников хоронят в керосине. На Хай-стрит воняло керосином. "Как только люди могут здесь жить!" - думали мы. И мы шагали милю за милей по бирмингамской дороге, но толку от этого не было никакого: вся местность была пропитана керосином.

Когда закончилась эта поездка, мы назначили встречу в полночь на заколдованном месте под чертовым дубом и поклялись страшной клятвой (мы целую неделю божились и чертыхались по поводу керосина самым заурядным обывательским образом, но для такого экстраординарного случая этого было недостаточно); - мы поклялись страшной клятвой никогда не брать с собой в лодку керосина, разве только от блох.

Итак, мы решили на сей раз удовольствоваться денатурированным спиртом. Это тоже порядочная гадость. Приходится есть денатурированный пирог и денатурированное печенье. Но для принятия внутрь в значительных дозах денатурат более полезен, чем керосин.
Это, конечно, справедливая цитата :) И из заправленного примуса топливо действительно вполне себе свободно вытекает, если её положить на бок.

Я, в-общем, почесав репу, решил брать двухкомфорочную пропановую.

Вот такую:

https://www.amazon.com/dp/B00S57OI7G

Она заметно тяжелее, но я в 99 случаях из ста всё равно еду на машине, а не пешком на себе всё пру, так что пофигу. А тут ещё, что удобно, что из этой штуки легко делается гриль. Так что можно себя побаловать бифштексами на бивуаке.