про жизнь, охота

Примус починяю

Неспешно подыскиваю себе новую походную плитку. Не то, что моя старая пропановая мне как-то сильно не нравится, но у неё есть недостатки -- недостаточно плавная регулировка температуры, например. Она также довольно высокая, а мне на бивуаке приходится часто готовить на четырёх-пять голодных мужиков -- серьёзный чугунок, стоящий на ней, прямо скажем, большого доверия не вызывает.

Поэтому смотрю в сторону более плоских плиток, со шлангом.

Также не всё очень просто с выбором топлива. Я рассматриваю только два -- керосин и пропан. Керосин -- потому что у меня уже есть три керосиновые лампы на случай длительного отключения электроэнергии. Пропан -- потому что он заметно удобнее керосина. Ещё есть всякие бутановые, лигроиновые, бензинные -- но топливный зоопарк разводить не хочется, а с бензином вообще связываться не хочу, слишком горюч (и вонюч). Поэтому строго -- либо пропан, либо керосин.

Керосиновые плитки -- это то, что по-русски обычно называют примусом. Кстати, "примус" -- это такое же заимствование в русском языке, как и "ксерокс", "памперс", "джинсы" и подобное. Primus -- это шведская фирма, кстати, прекрасно здравствующая и до сих пор, которая первой начала выпуск таких бесфитильных керосиновых плит.


картинка с Амазона


К достоинствам керосина относится очень высокая теплотворная способность топлива, на керосине даже вода тупо закипает быстрее. Вообще, чем длиннее молекула -- тем, как правило, лучше -- пропан лучше, чем метан, а бутан лучше, чем пропан. Поэтому топлива этой штуке надо меньше, и стоит оно дешевле (керосин минимум в три раза дешевле пропана, а если покупать в свою канистру из бочки на автозаправке, то вообще копейки). Весит это также меньше, потому что не нужен увесистый стальной баллон. Это, правда, важно только, если на своём горбу всё это за пять вёрст в лес тащить (и когда я это в последний раз делал? вот то-то же), а если на машине то пофигу.

Но у примусов есть недостатки -- надо прогревать, надо накачивать давление в топливный бачок (и периодически подкачивать). С пропаном намного проще -- клапан открыл, поджёг, всё -- пожалуйте бриться.

Вот прямо сам не знаю, чего выбрать. Керосин в некоторых отношениях проще -- не надо с баллонами связываться, сразу понятно, сколько топлива осталось, надо -- долил и вперёд. Но удобство, блин...
Они же мультитопливные (газ/жидкое топливо) бывают, и у Примуса, и китайские клоны, на газу запускаются без прогрева.
Да, как вариант тоже такие рассматривал.

Но я думаю, что это скорее важно кому-то, кто идёт в дальний поход и не берёт с собой запас топлива -- и тогда важно, чтобы плитка работала на всём, что можно, ибо неизвестно, что там можно будет достать.

Они дорогие только очень, вот что плохо.

И неизвестно, насколько легко они с одного типа топлива на другой переходят. С пропана на керосин, например.

Но как вариант -- рассматриваю.
Обычно такая покупается из соображений, что придется придется куда-нибудь забираться, где газа не купишь, и не провезешь (ибо в самолет газ не грузят).

У меня уже 3я китайская (первую потерял, на вторую наступили), почти всегда гоняю на газу, ибо проще.

Китайские - не дорогие.

Нормально они переходят с одного на другой, баллон с газом отцепляется, вместо него цепляется топливная фляга с насосом, берется ключ из комплекта одна форсунка выкручивается, закручивается другая. Дальше как с всегда с жидким топливом: накачать, открыть кран, напустить лужу, закрыть кран, поджечь...