nlothik (nlothik) wrote,
nlothik
nlothik

Category:

Степень двухконтурности

Задался вопросом -- а почему мы до сих пор не летаем со сверхзвуковой скоростью? Почему конкорды и тушки были единственными летающими в сверхзвуке пассажирскими лайнерами? Ведь уже почти пол-века прошло с тех пор. Неужели ничего нового не придумали?

Всё оказалось очень просто. Объяснение -- два слова. Степень двухконтурности.

Что такое турбореактивный двигатель? Ну, все представляют. Камера сгорания, где горит керосин, раскалённый добела газ крутит турбину, турбина крутит вентилятор спереди двигателя. Получается тяга.

Двигатели коммерческих лайнеров являются двухконтурными (их ещё называют турбовентиляторными). В них воздух, нагнетаемый передним вентилятором, попадает в камеру сгорания не весь. А только его часть. У современных двигателей соотношение воздуха, идущего по внешнему, по отношению к количеству воздуха, идущего по внутреннему контуру (что и есть степень двухконтурности), достигает 12:1, то-есть, менее десяти процентов нагнетаемого воздуха участвует в сгорании топлива. Остальная часть -- просто создаёт тягу. Такой двигатель наиболее экономичен.

Вот только одна проблема. Такой двигатель не в состоянии создать скорость реактивной струи, необходимую для сверхзвукового полёта. Чтобы получить такую скорость, во внутренний контур надо загонять намного больше воздуха. У Конкорда степень двухконтурности была 0:1, то-есть, внешнего контура у него не было вообще -- ВЕСЬ воздух, нагнетаемый вентилятором, шёл во внутренний контур. У русского Ту-144, кстати, было не так -- степень двухконтурности его двигателей составляла 0.6:1, так что чисто теоретически он был экономичнее. Это, кстати, к вопросу о том, был ли Ту-144 копией Конкорда. КМК, не был -- просто если задать инженерам одну и ту же задачу, чего тут удивляться, что она решена похожим способом? 2 + 2 = 4 вне зависимости от страны, знаете ли.

Но что имеем с гуся? С гуся имеем то, что дрыгатель, стоящий на Конкорде, в пересчёте на километр пролёта жрал раза минима в четыре больше, чем у обычного самолёта. Отсюда конские цены на билеты. Не потому, что это, там, "престижно" или ещё что. Просто жрал самолёт как не в себя, и требовал очень высокостоящего обслуживания, при том, что брал на борт только сто рыл с копейками. А кому интересно летать на Конкорде? Ну да, из Лондона в Нью-Йорк за три часа, это, конечно, круто. Только сидишь, прижав уши к голове коленками, потому что места на Конкорде мало. Не лучше ли за те же деньги взять билет первого класса, там хоть и лететь восемь часов, а не три, но зато ты ЛЕЖИШЬ в удобной кровати, а не сидишь, как нищеброд в экономической секции.

Так что, оказалось, нет, с тех пор ничего нового не придумали. Посмотришь иной раз -- так обидно делается, всю прорывную технологию изобрели в 60-х годах прошлого века. Изобрели, и благополучно забросили. А нам достались какие-то "артефакты бывших великих цивилизаций" © dibr -- Ту-144 и Конкорд, ракета "Сатурн-5", Спейс Шаттлы и Бураны, самолёт SR-71 "Блэкбёрд" и так далее...
Tags: история, техника, узнал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments