nlothik (nlothik) wrote,
nlothik
nlothik

Как я летал на самолёте, часть первая

Занятие было назначено на 9 утра. Однако позвонил мой инструктор Натан и "обрадовал" меня низкой облачностью. Переждали час, оно немного рассосалось, и можно было летать. Приехал на аэродром в 10 утра.

Оказалось, что Сессну 172 уже кто-то заарканил, поэтому мы взяли самолёт Пайпер Уорриор. Он, в отличие от Сессны, низкоплан. По большому счёту -- всё равно, но считается, что высокоплан не такой сложный в управлении и прощает ошибки лётчику. Натан также сказал, что Пайпер чуть попроще сажать (почему -- я не выяснил).

Первым делом мы прошли через контрольный список -- я зачитывал пункты, а Натан показывал, где это проверять, и как это правильно делается. Проверка бензина (оказывается, такие самолёты летают на авиационном бензине с октановым числом 100 и свинцовыми присадками, такой бензин окрашен в светло-голубой цвет), элеронов, рулей, и так далее.

Затем залезли в сам самолёт (почему-то в самолёте Пайпер Уорриор дверь в салон -- ОДНА. То-есть, для всех четырёх человек. Вспомнился советский автомобиль марки "Запорожец" -- у него с этим делом, однако, был лучше.)

Врубили приборы, прошли контрольный список, завели двигатель. Прошли через контрольный список с заведённым двигателем (проверка магнето, топливного насоса, etc).

В самолёте такого типа в кабине очень громко от двигателя, поэтому общаются через интерком. Наушники с микрофоном на башке у обоих присутствующих. Очень интересное ощущение -- как будто глохнешь, но партнёра слышишь великолепно. Ещё эта штука повторяет тебе в уши то, что ты говоришь. К этому надо привыкнуть.

Дали газку, Натан вырулил на ВПП. Потом поворачивается и говорит мне, "Обычная взлётная скорость этого самолёта -- 52 узла. Но это зимой. У нас лето, и высота аэродрома семьсот футов над уровнем моря, поэтому будешь взлетать на шестидесяти узлах. Давай полный газ, разгоняйся до шестидесяти и взлетай."



Я -- взлетать? Ну ладно, как скажешь.

Врубаю двигатель на всю гарь, внимательно смотрю на указатель скорости. Как только стрелка пересекла цифру 60, начал тянуть на себя штурвал. "Cильнее тяни!" -- уф, взлетели.

Сам взлёт -- очень интересное ощущение. "Душа в пятки" -- вот это вот про него. Самолёт очень круто прёт вверх, соответственно, родную задницу активно вжимает в кресло. Очень яркое ощущение, к нему надо привыкнуть. Ещё на самом деле ощущаешь как кровь от башки отливает.

Далее были стандартные упражнения -- стандартный набор высоты до 1500 футов -- держишь скорость 75 узлов и полную гарь. К чему надо привыкнуть, это к тому, что на самолёте скорость регулируется не гарью, а углом атаки. А гарью регулируется высота. К этому мои непривыкшие мозги автомобилиста поначалу привыкают не сразу.

Затем обороты двигателя снизили до 2300 об/мин, и начали простой горизонтальный полёт. Как привыкший к MSFS я пялился в авиагоризонт. Натан сказал мне -- "неправильно делаешь, что ты уставился в приборы? Просто держи нос самолёта по горизонту и всё будет окей".

Потом были повороты, стандартные, с наклоном на 20 градусов. Влево поворачивать -- значительно легче, чем вправо. Чтобы поворачивать вправо, нужно "давать правую ногу" -- то-есть поднажимать на правую педаль управления рулём направления. А влево самолёт поворачивает сам. Это потому что самолёт одномоторный, и из-за этого самолёт немного сам доворачивает влево. Это в Америке. На многих европейских одномоторных самолётах пропеллер вращается в обратную сторону, и эти самолёты имеет тенденцию доворачивать вправо.

Затем мы делали снижения. Снижаться намного проще чем набирать высоту. Снижаешь обороты двигателя до восемнадцати сотен в минуту, и в общем всё -- самолёт дальше сам будет снижаться, только придерживай его да направляй слегка.

Потом мы приземлились. Натан, естественно, не дал мне приземлиться (и правильно сделал, я бы там наломал дров, японский бог). Потом -- всё снова, взлетай, набирай высоту.

Не постесняюсь -- скажу, было страшно вообще. Прямо скажем, очень страшно. Особенно если учесть, что дело происходит летом -- полно воздушных ям, восходящих потоков. Натан только ухмыльнулся -- "ты бы сюда часика в четыре дня пришёл полетать. Тут столько было бы потоков -- мы с тобой тут башкой об потолок бились бы".

После второго взлёта началось самое атасное. Крутые повороты -- 45 градусов угол наклона. Представьте себе, что к вам на плечи залез мужик -- вот так вот в кресло придавливает на этих поворотах. Ощущения -- как будто на американской горке, только ещё круче, потому что восходящие потоки и ветер тут ещё дело портят, подбрасывают, подкидывают, или наоборот -- вдруг резко вниз тянут. При этом так как часть подъёмной силы расходуется на поворот самолёта, при повороте самолёт теряет высоту. Это необходимо компенсировать, слегка взяв штурвал на себя. В идеале необходимо выдерживать высоту -- то есть надо одновременно шариться перед собой -- держать самолёт ровно, в авиагоризонт -- чтобы выдержать угол наклона, в альтиметр -- чтобы держать высоту, и в такой прибор, не знаю, как по-русски -- такая трубка с шариком, шарик в центре держать надо педалями. В-общем, сложно, и по первости у меня глаза разбегались. Натан тоже дал совет, "да не пялься ты так в приборы -- держи самолёт по горизонту и никуда от тебя высота не денется". Стало получаться более-менее ничего. Как обычно -- влево поворот намного легче идёт, чем вправо.

Затем я снизился и зашёл на посадку. Очень удачно, кстати, зашёл, Натану даже поправлять ничего не пришлось. Садился, конечно, уже он. Но потом я порулил немного самолётом на земле.

В-общем, самолётом весь полёт, кроме посадки и рулёжки по земле, управлял я. Не скрою, было очень круто и одновременно очень страшно :) Очень интересное ощущение.
Tags: америка, хобби
Subscribe

  • В интернете есть всё

    И любая информация находится за три секунды. Ага. Так считают люди, которые никогда не пробовали найти информацию по медицинским шприцам и иглам.…

  • Они запретили слово “хозяин”

    Региональный совет по недвижимости Торонто запретил использовать словосочетание “хозяйская спальня” (master bedroom). Они его заменили…

  • Так и не понял, что это

    Попробовал во второй раз купить что-то на Алиэкспрессе. Первый раз мне как-то не понравился, но ладно. Купил лабораторный блок питания, он мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments