Забавное железнодорожное

Узнал, что т.н. “русская колея” в 1524mm, которая существовала в России и СССР до 1970х годов, на деле является американской. 1524 миллиметра — это ровнёхонько 60 дюймов или 5 футов. Связано это с тем, что главным консультантом при постройке первой казённой двухпутной железной дороги (Николаевской, Москва-Петербург) был американский инженер Уистлер. Который и предложил русскому царю данный стандарт рельсов, весьма распространённый на Юге США, исходя из условий строительства.

Не вполне, правда, понятно, почему у нас на Юге был такой странный стандарт — вроде как, большинство остальных штатов спокойно себе жили со стивенсовской колеёй в 1435mm и в ус не дули. Впрочем, дело было до Гражданской войны, а тогда каждый штат маршировал под ритм своего собственного барабана.

PS: А с 1970х годов размер колеи поменяли, до 1520mm. Чисто ради того, чтобы было круглое число, как я понимаю. Де-факто допуск в 4 миллиметра даёт полную совместимость. Кое-где эти старые пятифутовые дороги сохранились до сих пор.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6.

Не, это фигня. Рассказываю как было...

Когда строили первую железную дорогу, инженеры спросили у царя - колею будем строить как на западе, или сделаем шире? На что тот отрезал - На х.й шире?

Так и построили :)

3.5 дюйма разницы -- прямо скажем, размер не царский ;-))))