Category: компьютеры

Category was added automatically. Read all entries about "компьютеры".

юмор

Разгребали всякий хлам

На работе проводили генеральную уборку. Списывали всякую старую хрень, типа древних ноутбуков и прочего.

Как обычно, обнаружили несколько кор. есов!*

Тосиба, сделано в Японии. До сих пор, поди, работает, если найти что-то древнее, где этот контроллер есть.

Заодно скажу ещё, что современные компьютеры практически во всех областях стали намного практичнее и удобнее. И далеко не только в плане дружественности интерфейсов. Они и внутри стали намного проще для сборки и ремонта. Вот возьмём, например, разъёмы, про которые только что написал дружественный журнал. Сравним, что было внутри AT-шного компа, из которого вытащили этот дисковод, чисто по разъёмам?

Начнём с питания на AT материнской плате. Кто их помнит? Знаете, что там было плохо? Плохо там было то, что их было два, и воткнуть их можно было в произвольном порядке. И если воткнуть не так, то из платы мог выйти волшебный белый дым, на котором вся электроника работает. Запомнить было, впрочем, достаточно просто — ч0рные провода (земля) — в центре.

А теперь у нас ATX 2.0 — ну, тоже не идеал, но его хотя бы воткнуть неправильно без кувалды сложно.

Потом были кабели PATA. Вот где было концентрированное зло. 40 контактов — это дофига: они всегда входили очень туго (больше контактов — больше сопротивление). На более новых платах разъёмы на плате хотя бы имели соответствующие вырезы в пластмассе, так что воткнуть кверх ногами было сложно. А на старых надо было внимательно глядеть, с какой стороны текстолит под одним контактом был маркирован белой точкой — это был контакт №1, и красную полоску сбоку кабеля надо было располагать с этой стороны. Ну и про master/slave и прочее наследие проклятых белых эксплуататоров не забудем.

А щас у нас SATA, красота! Воткнуть его неправильно — ну опять же, только с кувалдой. И вдумчиво курить перемычки на дисках тоже не надо. А ещё эти перемычки не везде работали одинаково. У некоторых производителей (Maxtor и Seagate, ЕМНИП), перемычек было не одна, а две. Смотри, не перепутай.

А современный M2 это вообще щасье. И питание, и данные — втыкается всё сразу.

Кстати, удивительное дело, но разъём данных для изображённого на картинке кор. еса (5.25-дюймовый дисковод, если кто не знает) был сравнительно нормальным — легко цеплялся, и имел вырез.

Не забудем про разъёмы питания для дисков — молекс это зло, блин. И хотя углы у него были скошены, и воткнуть его неправильно было непросто, но углы у него были скошены недостаточно — разъём входил в розетку ровно настолько, чтобы ты решил, что втыкаешь правильно. Ну, чтобы потом с весёлым матерком осознать свою ошибку.

И только один современный разъём раз за разом вызывает у меня приступы ненависти — это USB. Всё квадратное — ЗЛО. Это та же проблема, что и с молексом — легко решить, что вроде как втыкаешь правильно, а потом материшься. Поэтому я очень рад тому, что эта херь постепенно пропадает и заменяется USB-C.

*кор. ес. — опечатка в инвентаризационной описи имущества звездолёта “Бастлер” из научно-фантастического рассказа Эрика Рассела.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6

юмор

Касперыча макнули в говно

Это восхитительно. Пакет управления паролями от Касперского в качестве источника энтропии (случайных событий) использовал местное время. В результате чего любой сгенерированный этим говном пароль был неслучайным, и взламывался на счёт “три”.

Я простой скубент, и то знаю, что источников энтропии надо применять несколько, и желательно использовать человека. Например, мерять время между нажатиями клавиш. Человек, как он ни бейся, не может повторять события абсолютно одинаково. На вебсервере прекрасно мерять время между запросами пользователей. Проблемы возникают на ненагруженных серверах, где внешних обращений мало. Поэтому неплохо иметь в качестве источника шума хардверные источники. Например, шум полупроводников — он квантовый, и даже с самыми современными приборами его невозможно предсказать. Криптографический сопроцессор (TPM), собственно, этим и занимается.

Я не думаю, что на Касперского работают бестолочи. Так что это не дурость, это хуже. Это сделано специально, чтобы в ресурсы, защищённые паролями, сгенерированными этой программой, Кто Надо, мог легко проникнуть.

Источник: https://donjon.ledger.com/kaspersky-password-manager/

Mirrored from Лабораторный Журнал №6

юмор

Про трёхмерный звук

Предыдущий пост собрал большое количество комментариев. И тема действительно интересная. Как человек, имея только два уха, расположенных на горизонтальной оси, в принципе может отличить, летает ли муха у пола или у потолка. И находится ли она сзади нас или спереди нас. Ведь может? Ну, не с такой точностью, с какой мы можем определить угол направления на источник звука, находящийся спереди нас (в идеальных условиях человек способен на точность определения этого угла с погрешностью в два градуса!!!), но может. Да, плоховато, но способен. Если муха будет тупо летать по окружности, вокруг нашей головы, никаких проблем с опознаванием того, сзади муха или спереди, у нас не возникнет.

Я никоим образом не являюсь специалистом в данной области. Но из того, что я наскрёб в интернетах, это связано с акустическими особенностями нашей с вами головы. Наши уши являются слегка направленными из-за их формы. Это не микрофоны с круговой направленностью. Мы воспринимаем звук по-разному в зависимости от угла; звук, идущий сзади, частично отражается от задней части ушей, из-за чего меняется амплитудно-частотная характеристика воспринимаемого звука. Наш мозг вполне способен на обработку данной информации и расчёту позиции его источника. Безусловно, это сложнее для какого-то одиночного сигнала, и проще для сигнала продолжительного, так как у нас есть, с чем сравнить.

Я даже полагаю, что для некоторых звуков угол наш мозг будет вычислить не в состоянии. Например, звук синуса частотой 1KHz меняться будет очень слабенько. Ну да, он будет по-разному затухать, но врядли это даст мозгу достаточно информации. А вот местоположение шума, где частотная полоса очень широкая (есть, чему избирательно затухать!), будет определяться легче.

Есть вполне строгие математические формулы, по которым можно рассчитать, как должен меняться звук при смене его расположения. К сожалению, я не нашёл никакой информации на русском языке, но на английском это называется Head-related transfer function (HRTF). Это уже за гранью моего понимания, я дальше матана и статистики с теорвером ничего не изучал. Вот тут я нашёл аж целый небольшой вводный учебничек по данному вопросу, за авторством двух профессоров Мичиганского университета: https://isr.umd.edu/Labs/ISL/BAIL/hrtf_review.pdf. Ну, если кто-нибудь решит всерьёз закопаться.

Компьютерные чипы компании Aureal, которым я пел дифирамбы, занимаются именно этим — обсчётом того, как должен меняться звук, в зависимости от его позиции. Не надо верить мне на слово. Вот добрый человек выложил эти демки на ютуб. Поглядите сами.

Теперь по поводу музыки в этом формате. Уже сведённое стерео, безусловно, невозможно нормально переделать на этот формат. Это надо сводить заново. Я думаю, что берётся изначальная многоканальная запись, к отдельным трекам применяется этот самый HRTF, и вперёд — создаётся этот самый эффект присутствия. В Эппл музыке далеко не все записи являются такими, и там специально выводится индикация того, что ты слушаешь Dolby Atmos, а не обычное стерео.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6

юмор

Перед прочтением сжечь

Широко известный в узких кругах аналитик по инфобезу Брайан Кребз решил связаться с ФСБ России. Вебсайт fsb.ru не поддерживает шифрование TLS. Сам проверил — http://fsb.ru работает, а https://fsb.ru — уже нет (на дворе точно 2021 год??? почему-то сайт Сбербанка нормально воспринимает TLS).

Выяснилось, что для того, чтобы отправить ФСБ документы с информацией, не подлежащей разглашению, необходимо установить на компьютер VPN-клиент, поддерживающий шифрование по ГОСТ 28147-89 и его более новым версиям (старый добрый DES, если разобраться, только переписанный в СССР под 256-битный ключ).

Прикол №1: Толпа антивирусов распознают это ПО как “вредоносное”. За исключением, разумеется, антивируса Касперского.
Прикол №2: для соединения нужно скачать генератор псевдослучайных чисел (по типу токена RSA), и сам генератор тоже распознаётся антивирусами как “вредоносное ПО”. Мало того — этот генератор чисел передаётся по незащищённому каналу.

https://krebsonsecurity.com/2021/06/adventures-in-contacting-the-russian-fsb/

Другая планета, какая-то, блин.

Реально непонимаю — зачем вообще это всё. Зачем надо залезать на шкаф и чесать там левое ухо правой ногой. Во имя чего? Я попробовал зайти на те же госуслуги, налоговую — всё вроде нормально с обычным стандартным TLS. Тут-то почему такое?

Mirrored from Лабораторный Журнал №6

юмор

Что-то полоса в жизни пошла очень чёрная. Не хватало мне проблем со страховой, так в пятницу умер мой непосредственный начальник, близкий знакомый, скажу даже, друг. Ему было всего ничего — 55 лет. Обширный инфаркт, скорая приехала уже слишком поздно. Похороны в среду; буду одним из носильщиков и произнесу прощальные слова.

На работе просто полный абзац. Начальник заодно занимался сетевыми решениями Циско. А в воскресенье в офисе подох цисковый коммутатор аж на 48 портов — молнией шибануло. Причём, конфиг там был довольно замудрёный, с VLANами и прочими умными словами. Сети не являются моей специализацией, но другие сотрудники про Циску знают ещё меньше меня. Так что восстанавливать работоспособность пришлось всё же мне. Вроде всё настроил и вмантулил новый коммутатор в стойку, но SVI пока так и не настроил. Завтра буду сражаться.

Буду надеяться на лучшее.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6

юмор

Хорошо быть папой

Папа покупает себе игрушки, а говорит, что для старшего сына. Удобно, чорт!

Сын с увлечением режется в самого разного рода гонки, и кольцевые, и на выживание, и разные версии Mudrunner.

Купил ему игровой руль, причём достаточно навороченный — там не только руль, а ещё и педали и семискоростная кочерга.

На таком можно и управлению автомобилем научить, и даже ручной коробке. Не знаю, правда, насколько реалистично последнее в плане ощущения “не ту скорость воткнул, дурак, я щас заглохну!” Или “плавнее надо сцепу отпускать!” Хотя обратная связь у руля есть, поглядим.

Теперь нормальные джойстики делают на датчиках Холла. Микрософт раньше пробовал их изготавливать на оптических сенсорах, но потом перестал (тоже неизвестно, по какой причине). А раньше их делали на переменных резисторах, блин. Благо при использовании игрового порта там кроме резисторов больше ничего и не надо было, всё остальное делал комп. Но после недели использования потенциометры начинали шуметь и трещать, как древние радиолы, и игра превращалась в мучение. Даже дорогие джойстики таким страдали. Чего мешало делать их сразу на нормальных сенсорах, непонятно. Датчики Холла ведь не вчера придумали. И даже не позавчера, они ещё в 1960х были. Подавая выходное напряжение из линейного датчика Холла на затвор полевого транзистора, несложно получить переменный резистор. Почему не делали — загадка.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6

юмор

Интернет Илона Маска

Чувак проверил интернет системы “Старлинк”. Вообще — вполне норм. Пинг 36 миллисекунд, канал от 50 до 150 мегабит. Если других опций нет, и живёшь в (гре)бенях, то неплохо. Сейчас, правда, не всё так гладко: спутники низколетящие, и их не так много, так что бывают периодические пропадания связи. В дальнейшем этот недостаток уйдёт.

Но тут ещё возникает интересный момент, связанный с конфиденциальностью. Спутниковый интернет, как правило, не шифруется. Т.е. твой сосед видит тот же трафик, что видишь ты. Для осуществления нормального защищённого канала до каждого абонента на орбите не хватит мощности. Это даже хуже, чем вайфай. Поэтому придётся принимать дополнительные меры в виде того же VPN.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6

юмор

Аффтопрограммирование

В автомобили уже давно ставят компьютер с бортовой самодиагностикой. До 1996 года единообразия работы с этим компьютером не было, а теперь везде можно с ним поговорить по набору стандартов OBD2. Раньше сканеры, общающиеся с диагностической системой, были дико дорогими, но теперь цена стала более демократичной, и самые простенькие можно купить монет за 20, а то и ещё дешевле. Однако дешёвые сканеры имеют крайне ограниченные возможности, и способны только на самые примитивные действия — просмотр диагностических кодов (далеко не всех), их стирание. Если же тебе нужна диагностика чего-то более сложного, придётся серьёзно раскошелиться. Вот, например, возьмём такую распространённую вещь как диагностика катализатора. Когда у тебя вылазит код диагностики P0420, причины для него могут быть самые разные. Может быть, датчик кислорода подох. А может быть, и катализатор. Ведь как возникает этот код? У тебя стоят два датчика кислорода — один ДО, другой ПОСЛЕ катализатора (в машинах, которые дизайнили пидарасы в плохом смысле слова, их аж четыре — см. Ниссан). Код ошибки генерируется когда показания этих датчиков ОДИНАКОВЫЕ. Что логично — это означает, что катализатор ничего не делает.

Чтобы однозначно понять, надо ли менять катализатор, надо показания этих датчиков представить графически. Какие показания будут у них до того, как катализатор прогреется до рабочих температур. Какие после. Показания датчика ДО катализатора должны меняться, и довольно сильно. Показания датчика ПОСЛЕ катализатора должны оставаться постоянными. Увидев всё это, легко понять, что происходит. Но сканер OBD2, способный строить графики, уже недёшев — от 150 монет и выше.

Что можно сделать, если у тебя руки растут из (надеюсь) относительно правильных мест? Можно купить компьютерный адаптер на чипе ELM327, который подключается через USB и становится в компьютере дополнительным COM-портом. Они недорогие — за 10 монет можно купить. Затем берём любую терминалку, и цепляемся к этому порту, выставив скорости от 9600 до 38400 и 115200 (зависит от конкретного адаптера). И разговариваем с ним как с обыкновенным модемом. Ага. Он даже командой ATZ ресетится 🙂

Вот так, например:

OKL1 это на самом деле OK, выданное модемом на команду ATL1 (включающую добавление CR в ответы). Иначе человеку некомфортно.
AT@1 это запрос “ты кто такой”, типа ATI7 на модемах US Robotics 🙂

Таким образом можно дать команды подцепиться к автомобильному компьютеру и рассказать тебе всё, что интересно. Только вот выдаваться оно будет в шестнадцатиричных кодах, что неудобно.

Судари мои, за что мы любим язык программирования Питон? Я вот раньше его недолюбливал, а потом оценил по достоинству. Язык Питон мы любим за то, что на нём можно решить практически любые прикладные задачи если использовать соответствущие библиотеки; ибо кто-то с такой проблемой уже, скорее всего, сталкивался.

Существует специальная библиотека Python-OBD, в которой вся эта расшифровка шестнадцатиричной бредятины уже написана, тебе остаётся только её взать и нарисовать, что тебе надо. В частности, оно может выдавать значения напряжения, выдаваемого датчиками кислорода. Остаётся сунуть эти значения в список (во что же ещё), после чего скормить его matplotlib.pyplot, и представить графически хоть чорта бритого, причём ровно так, как тебе надо.

Ну, а те, у кого с программированием не очень, могут приобрести коммерческие программы, работающие с адаптерами на ELM327. Их много всяких, и они недорогие — всяко дешевле 150 долларов.

Надо ещё сказать, что тут есть засада. Стандартные OBD2 коды хорошо документированы. Но есть и специальные, проприетарные коды, для каждой марки свои, и производители не спешат их описывать и выкладывать описание в открытый доступ. Надо же как-то заставить юзверей ушастых покупать обслуживание в дилершипах. Но есть недорогие программы, которые поддерживают и эти коды. Так, для БМВ есть Bimmerscan, а для Фордов есть Forscan, причём на него бесплатно дают пробную лицензию на два месяца. Кроме того, Forscan работает и не с Фордами, просто он не поддерживает специальные коды диагностики для автомобилей других производителей.

Ну, а мой катализатор оказался в порядке. Это просто я по луже удачно прокатился — катализатор остыл до нерабочей температуры, и временно перестал работать.

PS: Хех, вот уж не думал, что теги “автомобили” и “программирование” когда-нибудь встретятся.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6

юмор

Про приватность VPN

Забавненько. Крякеры украли инфу у трёх VPN-провайдеров, и в ней оказалось много всякого, что провайдер обещал не записывать в логи 🙂 Например, инфа об устройствах, соединяющихся с VPN сервисом. Отрезвляющая статья.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6

юмор

Винда совсем охренела

На свежепоставленной Винде решил добавить русскую клавиатуру. В списке доступных раскладок клавиатур присутствуют японская, корейская, и даже болгарская. Русской — нет.

Пришлось добавлять через ПоверШелл.

Совсем уже Микрософт охренел. В Бангалоре, что ли, они код теперь пишут. Что-то качество ОС резко просело. Или это антироссийские санкции такие, типа как санкции против турецких помидоров?

Впрочем, у Микрософта уже давняя традиция — делать нормальные продукты через версию.

NT 3.5 был говном. NT 4.0 был хороший. 2000 был говном. ХР был очень хороший. Виста говно. Семёрка была отличной. Восьмёрка была говно. 8.1 был норм. Десятка — так себе. Ждём 10X, что ли?

Я, может быть, и рад бы был остаться на старой версии, но при моей любви к компьютерным играм это совершенно нереальный план. А если бы не игры, я бы ушёл на Убунту. Там, конечно, своих проблем навалом… Например, браузеры по какой-то причине отжирают просто какое-то нереальное количество ресурсов процессора. Дурь полная, и решительно непонятно, почему. Но хотя бы там обновления ставятся вменяемо.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6