Category: техника

Внутри светильника

Забавно теперь внутри светодиодных светильников сделано. Оформлены они как старорежимные люминисцентные, с лампочками-трубками (инерция мышления + возможность заиспользовать старое оборудование). Но внутри всё довольно просто — LED-драйвер, а вместо трубок приклеена обычная (ну или не совсем обычная, всё ж CRI 90, если верить написанному) светодиодная лента. Паял, конечно, слегка трезвый китаец:

Решение, в принципе, неплохое — так у светодиодов есть охлаждение, пусть и не фонтан, но хоть какой радиатор. Света эта хреновина даёт ОЧЕНЬ много. В каморке поставил две такие, общей мощностью (если, опять же, верить написанному) 10400 (почти 10500, ага) люмен, сиречь, в переводе на старые деньги, примерно как 7 лампочек-стоватток. Только 7 лампочек отжирают почти три четверти киловатта, а тут 110 ватт суммарно.

Я сначала думал делать какой-нибудь самодельный светильник из светодиодных лент, но решил, что это слишком хлопотно. ИЧСХ, получилось бы совсем незначительно дешевле.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6.

Строительноэ

В будущей мастерской вовсю идёт прогресс.

Во-первых, мой плач Ярославны по поводу отсутствия в свободной продаже нормального качественного освещения, за который меня очень остроумно поддел iadminko, оказался излишне пессимистичным. Надо было просто проехать в другой строительный магазин, системы Home Depot, вместо Lowes. Почему-то в Home Depot ВСЕГДА был намного лучше выбор светильников (и вертиляторов, кстати, тоже).

На потолок нашёл светодиодный светильник с CRI 90.

А освещать конкретно верстак (снизу на шкапчики, которые я там повешу, присобачивается) аж вот такое:

Ужо я теперь коричневый от красного на резисторе отличу влёт! Особо внимательные могут заметить, что цветовая температура на тысячу Кельвинов не совпадает. Это на самом деле не так — светильник имеет изменяемую цветовую температуру, можно сделать 3000К, можно 4000К, можно 5000К.

Во-вторых, убедился, что решение купить строительный пистолет было архиверным.

Вот эту доску на бетонную стену я присобачил… ну секунд за 30:

А даже с перфоратором… сначала тщательно размечать стену, доску, потом сверлить, потом загонять туда дюбель… Нуевонафиг. Тут всё быстро и весело. Открыл затвор, вставил патрон, вставил гвоздь, прижал — БАБАЦ. И всё. Экономит тучу времени.

Порохом только пахнет шописец. Это на стрельбище ветерок в сторону относит, а тут, да в небольшом помещении — как будто взвод морпехов отстрелялся. Прикольная штука. У нея внутри экстрактор стреляных гильз, всё, как у больших. Отдача тоже некислая. Казалось бы — мелкашка ведь! Но так как тут поршень да плюс гвоздь семьдесятпятка, летит тут намного больше веса, чем мелкашечная пуля, поэтому по рукам даёт внушительно.

Красная линия поверх доски — это отметка от лазерного уровня. Тоже крайне рекомендую, даже простенький, как у меня. Экономит, опять же, тучу времени. Я с этим уровнем уже чорт знает сколько всякого повесил-присобачил. Никаких нареканий, всё висит прямо.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6.

Хто там соскучился по плёночным мыльницам?

Есть такое приложение — “Гудак Кэм”. Используя его, фотографии на смартфоне нужно делать, глядя в крошечный видоискатель (в котором нихера не видно). Фотографии нужно снимать сериями максимум в 24 кадра, после чего камера перестаёт работать на час (ну, это, положим, перебор — перемотать бобину и вставить новую плёнку можно буквально минуты за две). Фотографии не появляются в альбоме на протяжении трёх дней (это тоже, положим, перебор — в фотолабах, на пике их популярности, фотографии можно было сделать за час).

Но идея, конечно, интересная. Хипсторам-ломографам должно прийтись по душе.

Клиника, блин.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6.

Как пришлось помучаться

Я тут недавно рассказывал, как страховая (кочергу им в задницу) завернула мне ласты со стимулятором костного роста. Сумму в $2 500 я платить не хотел — есть-то есть, да не про вашу честь, так что купил нерабочий на иБее.

Нерабочий он был потому, что литий-ионная батарейка была в полной заднице, разряд ниже 3 вольт. Заменил батарейку — хрен там, всё равно не заряжается. Поменял плату контроллера заряда — пофиг, не заряжается, так как основной микроконтроллер радостно рапортует, что батарейка полностью заряжена. Видимо, вышел из строя АЦП на микроконтроллере, которым хреновина оценивает степень заряда батарейки.

Ну и чорт с ним — самое главное, что даже при “разряженной” батарейке устройство всё равно работает, а уж как батарейку заряжать, я придумаю.

Придумал. И сделал вот такой вот KOLKHOZ: просверлил пластмассу, куда вывел два проводка, припаянные напрямую в батарейке. Дальше было дело техники — присобачил контакты к деревяхе, а деревяху уже можно совать в обычное зарядное устройство. Только вот зарядного устройства для литий-ионных элементов у меня дома не было. Но зато их хоть лопатой греби в любом… вейп-шопе 🙂 Так как именно такие элементы используются в устройствах для парения всякой гадостью.

Вот так и получилось:

Работает замечательно. Работу на частоте 13 герц прекрасно слышно. Если уж совсем по-хорошему, то надо будет сделать катушку индуктивности хоть на коленке и подцепить её к осциллографу, проверить. Но пока было недосуг.

PS: Хехе, наконец-то теги “73” и “медицина” встретились!!

Mirrored from Лабораторный Журнал №6.

Мерцание светодиодных лампочек

Вот ведь засада. Даже довольно дорогие лампочки, оказывается, мерцают. С дешёвыми же всё совсем в корягу плохо — их мерцание видно невооружённым глазом. Как будто под стробоскопом сидишь.

Схемотехника там довольно примитивная. Светодиод, понятное дело, от переменки не запитаешь. Не, в теории можно, но результат вам, боюсь, не понравится. Так что ток сначала выпрямляется, а потом идёт через стабилизатор тока. И сглаживаются пульсации изначальной переменки довольно хреновенько — видимо, экономят на конденсаторах и индуктивностях. Так что свет мигает с удвоенной частотой домашнего тока — в США 120 Герц, а в Европах — так ещё ниже, 100, что может быть ещё более заметно.

Хреновые лампочки выявляются тупым карандашным тестом (как раньше “тестировали” частоту обновления компьютерных мониторов). Лампочки получше уже так примитивно не разглядишь. Но благодаря современным технологиям, у нас в кармане теперь есть камера, способная на скоростную съёмку (на айфонах, начиная с семёрки, 240 кадров в секунду, как на гнусмасах и прочем ведроиде — не в курсе).

И вот тут уже всё прекрасно видно:

Надо будет собрать себе портативный тестер. Там ведь ничего такого не надо — микроконтроллер с АЦП и фотодиод, немного обвязки. Фоторезистор, думаю, не сгодится. Быстродействие у него не то. А фотодиод — нормально. Даже самый тормозной и то имеет время отклика 10 миллисекунд. Даже этого хватит с лихвой — чай, не гигагерцы ловим.

А потом уже идти с тестером в гамазин. Запасайтесь, дьяволы, лампочками, щас тестировать буду.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6.

Про генератор

В дальней перспективе я, конечно, хочу купить себе инвертерный генератор. Там на выходе уже более-менее человеческая синусоида, плюс они НАМНОГО тише работают. Не очень большой — примерно на 3 киловатта. КМК, для моих целей больше покупать не имеет смысла. Чтобы запитать мой центральный кондиционер, надо минимум 7 киловатт. И то, скорее всего, не хватит — там ведь асинхронный дрыгатель, во всяком случае, в компрессоре. То-есть, коэффициент мощности у него ой не близок к единице, хорошо, если 0.7. Так что могут потребоваться все 10, а то и больше киловатт. Ну нафиг, это уже слишком дорого. А всё остальное от 3 киловатт нормально будет работать. Холодильник — примерно киловатт (если учитывать коэффициент мощности, формально — меньше). Морозильник — ещё ватт 500. На оставшееся можно запустить оконный кондиционер (ещё киловатт) и несколько лампочек, благо они у меня все светодиодные, и не жрут много.

А в короткой перспективе вчера я наконец залил бензин в старый генератор, который стоял без использования примерно год, и попробовал его запустить. И хер там. Генератор запустился, но работал только при карбюраторе, выставленном в положение “переобогащённая смесь”, которое обычно используется только для запуска двигателя. Классический признак карбюраториуса запориуса: надо чистить жиклёр.

До кучи в карбюраторе рассохлись все прокладки, так что из карбюратора течёт топливо. Много, там, конечно, не вытечет, так как топливный краник-то я перекрыл, но воняет от души.

Заказал новый карбюратор. Перебрать старый, конечно, можно, но выходит всего-то примерно на 5 долларов дешевле.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6.

Было – стало

Раньше на 1000 ярдов (915 метров) у меня уходило 32 минуты.

Прошло три месяца, и сейчас — только 25. Это, конечно, далеко не уровень Майкла Фелпса, но во-первых, я плаваю не кролем, а брассом; кроме того мудрость жизни состоит в том, что соревноваться надо не с другими, а с самим собой — сравнивать надо как ты умел что-то делать раньше с тем как ты это умеешь делать сейчас.

На старой записи не сохранился сердечный ритм, а жаль. Но судя по подсчитанному количеству потраченных калорий, был в районе минима 170-180. А щас меньше 160.

Вот тут вилка, блин — приходишь в лучшую форму, и начинаешь затрачивать меньше калорий на ту же самую тренировку. Раньше я полностью удовлетворял то, что от меня каждодневно требовали часы, а щас фиг — дополнительно надо плавать.

Кстати, вот интересно, есть ли настолько продвинутые умные часы, кроме яблочных, с которыми можно плавать, и которые поддерживают все эти функции, как-то: определение дистанции заплыва, автоматическое определение стиля, которым плаваешь (яблочные уверенно распознают брасс, кроль, спину, и батт)? Я про такие не слышал.

PS: Продолжать осваивать кроль не буду. Каждый раз, когда им плаваю, у меня дико кружится голова от постоянных поворотов башки и тулова. Не с моей шеей этим стилем плавать. Лучше я баттом овладею.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6.

И ещё

Ещё у граждан, у которых подгорело, есть забавная реакция на “Чернобыль”. Они сразу начинают вспоминать про то, что “а у вас была Фукусима” или “а у вас был Три Майл Айленд”. Что является идеальным примером “аргумента” в стиле “а как там нащот”, то-есть, сбоя в логике “аргументирующего”, оправдывающего, с его точки зрения, предмет, им защищаемый. Это, очевидно, не аргумент — наличие чего-то плохого у одной стороны не оправдывает наличие плохого у другой.

А вообще, если уж ранжировать происшествия на ядерных электростанциях не по серьёзности конечного урона, а по пофигизму и наплевательству на здравый смысл, то на первое место с большим отрывом, по моему мнению, выйдет история на АЭС Браунс-Ферри, что в штате Алабама (буквально сорок минут езды от меня).

Там два гражданина проверяли наличие утечек воздуха зажжёной свечкой. Утечки они искали в местах, где электрические кабели проходят сквозь стену, а герметичность обеспечивал уплотнитель из вспененной резины. Один из граждан свечкой эту резину зажёг, и начался пожар. Резина, повторюсь, уплотняла место прохождения электрический кабелей, и практически всей электрике на АЭС очень быстро пришёл цугундер. Электричеством запитываются насосы, прокачивающие воду через активную зону реакторов. Насосы очень быстро прекратили работу, и во весь рост встала та же самая проблема, что и на Фукусиме — перспектива перегрева и расплавления активной зоны реактора из-за отсутствия прокачиваемого хладагента. К чести американского обслуживающего персонала, они не растерялись, и буквально “из того, что было” сумели собрать систему охлаждения, заиспользовав резервный насос для конденсата для прокачки воды в активную зону. Для этого, правда, пришлось спустить пар из реактора — насос для конденсата не мог развить необходимое давление. Японцы не смогли вовремя разрешить эту проблему, так что всё кончилось именно что расплавлением активной зоны и уходом её в почву (откуда её теперь хер выковоришь).

Дураков в данной истории двое — те, кто зажгли уплотнитель, и те, кто разрешили использовать в качестве уплотнителя горючий материал. Слава Плутону, уроки были выучены, и вместо резины стали использовать негорючий материал на основе силикона.

Mirrored from Лабораторный Журнал №6.

техника

Антенну натянул

Не прошло и пары лет. Но я, наконец-то, натянул антенну. По совету уважаемого symbolith, несимметричный диполь, известный под именами OCF или Windom.

Как известно, антенна рассчитывается под определённую частоту. В частности, длина диполя обычно равна половине длины волны. Т.е. если мы собираемся работать на длине волны в 40 метров, диполь должен быть длиною 20 метров.

Он так же с успехом будем работать на частоте нечётных гармоник. Это неудобно -- кому нужно работать на длине волны, например, в 13 метров?

Преимущество несимметричного диполя в том, что он работает на частоте чётных гармоник. Так что соорудив такую антенну под, например, длину волны в 160 метров, ты автоматически получишь антенну, способную работать на длине волны в 80, 40, 20, и 10 метров.

Кабель -- RG-213 (тяжёлый, зараза!) Сама антенна -- медь 14 калибра (2 квадратных миллиметра для наших европейских друзей). Симметрирующий трансформатор -- самодельный, изолированным проводом на тороидальном феррите.

Вот только антенну всё же пришлось разместить внутри дома. Я в чём-то завидую неженатым ботаникам -- чо хошь, то и делаешь. Хоть филиал шуховской башни дома открывай. Антенна снаружи -- это, конечно, круто, но в моём случае это было сопряжено с земляными работами (закапывать коаксиал), плюс надо было закидывать антенну на дерево, и смотреть заодно, чтобы всё это было безопасно. Так что выбор был -- либо так, либо вообще никак.

У размещения антенны внутри дома, безусловно, есть недостатки.

1. Электромагнитный шум от домашней техники. Это, безусловно, так -- но я размещал антенну на чердаке, как можно выше и дальше от всех проводов и прочего.
2. Высота антенны ограничена высотой дома. Это тоже так для большинства людей, но мой дом -- трёхэтажный, плюс высота чердака. Я не думаю, что это будет лимитирующим фактором. Даже больше скажу -- фиг бы я закинул антенну на дерево на такую высоту. Центр, может быть, и закинул бы, а вот концы бы свешивались.
3. Форма антенны далека от идеала. К сожалению, тоже правда -- моя антенна имеет форму буквы L. Длинное плечо идёт по линии восток-запад, а короткое -- север-юг. Чорт его знает, что из этого получится.
4. Возможно радиооблучение проживающих в доме людей. Согласно этому документу, если антенна находится недалеко от людей, надо делать оценку радиоизлучения в случае, если рабочая мощность превышает определённые пределы. Мой Айком-735 не умеет ничего короче 10 метров, и на этой длине волны надо не превышать мощность 50 ватт. ОК, надо будет запомнить, и на 10 метрах работать осторожнее.

Мне вот только непонятна одна вещь по поводу облучения. Из курса физики я знаю, что чем короче длина волны электромагнитного излучения, тем оно опаснее для человека. Скажем, длинные волны безопасны даже на большой мощности, а вот от облучения ультрафиолетом можно схлопотать рак. Не говоря уже об излучении с ещё более короткой длиной волны -- например, гамма-радиации. Согласно документу, на волнах длиной от 10 до 1.25 метров нельзя превышать мощность в 50 ватт. Для 80 метров эта цифра составляет уже пол-киловатта. ОК, без проблем, не буду работать более, чем на 50 ваттах на 10 метрах. Но почему разрешённая мощность увеличивается для диапазонов с более короткой длиной волны? На 13 сантиметрах (а это близко к длине волны микроволновых печей, на секундочку) можно фигарить аж 250 ватт! И это безопасно? Неясно.

Но зато у размещения внутри дома есть и преимущества! Самое главное -- это то, что антенна защищена от ветра и осадков. Коаксиал ОЧЕНЬ любит пить воду... он же как губка. А тут -- перпетуум мобиле. Я также надеюсь, что это позволит не волноваться насчёт удара молнии.

Осталось доделать совсем чуток -- прицепить разъёмы UHF на концы коаксиала (интересно, чем его запаять на чердаке? бутановый паяльник, что ли, купить?), и подцепить симметрирующий трансформатор к антенне (ненавижу слово "балун" -- балун это тот, кто балуется; к тому же тот, который трансформатор, по-английски не "балун", а "бэлан"). После чего подцепить антенный анализатор и подрезать антенну для достижения низкого КСВ.

Буду дерзать дальше.

L298N

Хреновая микросхема. Ну не может она без перегрева обеспечить нормальный ток.

Мудрил-мудрил сегодня, пересобирал схему так, чтобы управлять током через ШИМ. Неа -- всё равно греется. Хватает примерно на две минуты работы, дальше внутри схемы срабатывает термистор, и всё отключается к соответствующей матери.

До меня наконец допёрло, почему такое происходит.

Вот смотри блок-схему микросхемы. Вон в центре два Н-моста, один А, другой В. Тебе ничего в этих мостах не кажется странным?
l298n

Правильно -- в верхней части мостов используются NPN транзисторы, а не PNP, как принято классически. NPN тоже будут работать, но в такой конфигурации они работают не как включатели-выключатели, а как эммитерные повторители. Т.е. на их выходе будет напряжение, равное напряжению на базе - 0.6 вольт (в случае кремниевого транзистора).

А так как логика у нас управляется от 5 вольт, на выходе этого моста, хоть ты разорвись, более 4.4 вольт не получишь. А куда деваются 12 - 4.4 = 7.6 вольт? Куда ж ещё? Улетают в тепло. 7.6V * 1.5A = 11.4 ваттная грелка. Моста там два, так что греемся на 23 ватта.

Дурак какой-то микросхему придумывал.

Надо теперь либо искать нормальную микросхему, либо таки мудрить с транзисторами в рассыпухе... 8 транзисторов на рыло... ой как не хочется...